пятница, 28 октября 2011 г.

Путешествие в Грузию

В конце сентября я решила посетить фестиваль в Окуловке. Но так же через неделю после этого планировалась поездка в Грузию украинской командой во главе с Серегой Хвостенко. Поехать и в Окуловку, и в Грузию не получалось по всем законам, надо было выбирать, но выбор это не правильно, если он сопровождается душевными терзаниями, надо брать все. После Окуловки, пережив пару дней в Москве, я отправилась в Запорожье, что бы уехать в Грузию на автобусе Хвоста.

В Запорожье меня радушно встретили Лена с Хвостом и закормили домашней едой. А также встретил местный вирус, которым все там переболели, по этому и по Хортице не погуляла и всю дорогу по России проспала под таблетками. В автобусе еще оказались Дима Карелин из Киева и Стас Пряхин из Львова.
В Грузии на границе  все улыбаются. Это было непривычно. Таможенник говорит – «Куда едешь, дорогая?», я думала это сказки про такой стиль общения, оказывается нет. Прошли за 10 минут. Грузия страна, где все на позитиве, никто не парится ни о чем, все подсказывают, пьют вино и приветствуют иностранцев. Въехали в страну через крестовый перевал – Дарьялськое ущелье, по военно-грузинской дороге и направились в Тбилиси забирать зоков летящих самолетом.
В Тбилиси подобрали Артема Бокова и Кирила Шелухина и сразу же отправились раскатываться на р. Паравани, регион Самцхе-Джавахетия. Целый день дороги нас ужасно утомил и мы решили отменно напиться вечером, тут то и раззнакомились.
 мост-вагон через Паравани, старт сплава
  О реке Паравани: Паравани оказалась довольно узкой крикинговой рекой, где все нон-стопом, падение не очень большое, препятствия по нашей воде были в основном не сложные, но надо было держать линию. Напрягало то, что они бесконечные. Река делится на два участка до строительства плотины, и так называемого порога Селевого, и после. До практически ничего нет и мы плыли все вместе, порог кое кто заносил, после было интересней. Выделить отдельные пороги после плотины сложно, разве что один слив был весьма забавен. Сплавной участок на часа 2,5-3. По высокой воде будет сложно. После окончания строительства плотины верхняя часть и порог Селевой будут затоплены.
 строительство плотины

Порог Селевой

Для раскатки река оказалась что надо – Дима Карелин получил камнями по лицу, Кирилл убрал руку. Паравани река на которой нельзя переворачиваться, стопроцентов получишь камнями по выступающим частям. После сплава отправились к монастырям в скале, но так как нас кроме сплава, хачапури и вина ничего не интересовало смотреть мы не пошли, а поели в хачапурне и поехали снова катать Паравани.
В этот же день к нам прилетали еще двое зоков – Ира Медуняк и Серега Первак из Киева, забирали их в Кутаиси. После сплава по Паравани, на перекусе Хвост спросил «А почему вы не пьете чачу? Мы же в Грузии, выпейте!» . И мы выпили, очень много выпили чачи, а потом нашли вино. И никто толком не помнит как мы доехали до Кутаиси, только когда приехали и встретили Иру с Серегой Артем выбежал из машины и убежал в поле, в болота, потом развернулся и побежал обратно в машину, сел и заснул. Перформанс.
Далее, полным составом, поехали на р. Риони. Там говорят были проблемы с местным населением у туристов и потому всю дорогу в этом регионе (район Рача) нас сопровождала полицейская машина, показывала нам хачапурни , встречала и провожала  со сплава.
Уцерский порог на Риони
               О реке Риони: Риони шли только верхний участок, где один порог (порог у села Нахити), воды было очень мало. Уцерский порог весьма интересен, но короткий, остальное по нашей воде шиверы. Сплав около 40 минут. Но стоит отметить невероятную красоту этой реки, светло голубая вода, снежные пики гор, красивые каменные склоны, очень здорово. В этом районе почти не говорят ни по-русски.
Далее путь лежал на Цхенисцкали (Нижняя Сванетия), реку с черной водой и ужасными порогами.
 участок каньона на Цхенисцкали
О реке Цхенисцкали: воды у нас снова оказалось немного, что позволило всем желающим плыть. Шли Лентехский каньон (13 км - 14 порогов), пороги настолько близко к друг другу, что можно сказать, что это просто 13 км нон-стоп порогов. Мало уловов, нет плесов, по высокой воде довольно опасное место, по нашей опасность представляли только камни, заклиниться в них было довольно просто. Вода в реке и правда темно серого цвета, и при переворотах в глаза набивается песок. Река шире чем все предыдущие, все смотрится, дорога проходит возле реки, как и на большинстве грузинских речек. Сплав по Цсхенисцкали был пожалуй наиболее фановым. Эту реку мы тоже успели прокатить дважды, первый день все смотрели, второй уже шли нон-стопом, но вода на второй день еще под упала.

финальный участок Цхенисцкали
На Цхенисцкали нас настигли дожди, два дня ходили мокрые и холодные, надо сказать я в первый день дождя оставила сушиться куртку на улице, она промокла до нитки, как и большинство вещей оставленных сушиться. Дальше по плану была Хеледура, на ней не было воды и мы забили. Осенью в Грузии очень тепло и красиво, но мало где есть вода, если кататься там в это время года, то лучше ездить на реки где нельзя плавать в высокую воду, то есть высоко в горах, по разным притокам.
Переехали на Ингури (Верхняя Сванетия). Заночевали в удивительном месте, у Иры как раз был день Рожденья.
 Лагерь поставили на маленьком уступе.  Ира сутра выходит на сторону обрыва и радуется шарикам
Посмотрев каньон Хаиши (с адским сифоном на заходе) ни у кого желания пройти не возникло, посмотрели Ингури и поняли что поплыть смогут только 2 человека из всей группы, решено было ехать дальше на автобусе, а не на лодках.
О реке Ингури: Ингури по нашей воде была интересна, но вдвоем ехать было страшно, река довольно широкая, мало уловов, в случае отстрела велика вероятность побиться и напиться. По большей воде мне кажется там будет клево, говорят похоже на Юпшару. Выходов на дорогу мало хороших, река в высоком каньоне,  по этому надо четко знать путины и путауты. Ходят слухи, что каньон Хаиши на лодках не ходили.
                                                                    каньон Хаиши
участок Ингури видимый с дороги
Заехали в город Местия, там строится горнолыжный курорт, по этому все в цементе и дорого. Там говорят есть древние башни, но я все проспала, ничего не могу написать о башнях.. Поев в Местии, поехали выше, в горы, на Долру. Шел дождь. Мы ехали все выше. Этот дождь превратился во что-то белое, и черт! Пошел снег. Мы заехали к подножью ужбы. Кто-то предложил поставить палатки на сухое под деревья, так и сделали. С костром вышло поражение, за то слепили снежную бабу, нагрели вина и пожарили грибов. Всю ночь на палатки падал снег с веток, как мешки с картошкой, я думала вот-вот и дуги сломаются, ночь стресса..
 Утро встретило нас солнцем и 20 см снега под ногами. Купались, загорали. Ничто не предвещало беды. Но тут Хвост сказал – переодевайтесь,  идем кататься по Долре. Согласились всего двое – Артем и я. Это оказалось и к лучшему.
О реке Долра: Воды было очень мало, на первом километре всюду ветки, мель, камни, много обходили пешком. Потом началось падение и сужения. Что хорошо на этой реке, то что лодка без человека далеко не уплывает, застрянет через метров 20, а что плохо, что человек может попасть в ужасные конструкции из камней. . Очень сложная река даже по нашей воде, большое падение, совсем нет ровных участков, мало уловов, много камней, все нон-стопом, а также случаются бревна.Сложный выход по всему сплавному участку, дорога далеко.
 Всего мы прошли 2.5-3 км (сделали +1 км к первопрохождению прошлогоднему). Это было очень стрессово, приходилось смотреть каждый поворот, периодически кто-то отстерливался, я устала и замерзла и очень рада была когда мы таки решили не идти дальше. Нас встретили друзья в автобусе, накормили и признали героями.
Далее спустились на Ненскру (приток Ингури, впадает прям в Хаиши, тоже через адский сифон) и прошли средний участок реки для девочек.
Ненскра
                 О реке Ненскра:  верхний участок  не сложный, по низкой воде прям очень простой, бочки не работали. Сплав занял минут 20. Участок от моста (нижний) не плавали, посмотрели с дороги - пороги локальные, но близко друг к другу, много кривых непонятных сливов, река в каньоне, мне показалась весьма непростой. Заканчивается непроходимым сифоном.
                В этот день надо было отправить Иру и Серегу на самолет, отвезли их в Самтреди и посадили на маршрутку. Сплав на этом можно сказать закончился. Наконец-то мы поехали на море! Приехали в Анаклие ночью и проснулись посреди стройплощадки, вокруг тракторы строят набережную, мусор, грязь, собаки и море! Тут же решили переехать на другое место. Я подозревала, что что-то тут не так, уж больно мы отдаляемся. В какой то момент мы все осознали что едем вовсе не на море, не на другую стоянку, а в горы, на реку..
                 Дорога была долгая и утомительная, за то вдоль деревьев с хурмой и инжиром. Ехали на реку Абаша (Самегрело). Когда я узнала что там нет порогов, то очень задумалась о целесообразности этой поездки. В этом путешествии мы невероятно много времени провели в дороге, очень длинные переезды от реки до реки. Когда попали в каньон ни разу не пожалела, это волшебное место, которое можно увидеть только с воды – узкий каньон с каменными стенами, обросшие мхом, с деревьев свисает мох, голубая вода, солнце пробивается лучами, сказочно красиво.С фотографиями вышел полный провал, на зеркало попал волос и все они не получились.
              О реке Абаша:  порогов нет, пару перекатов. Невероятно красивый каньон.

Далее мы таки поехали на море, без стройки, но со стоянкой для дальнобойщиков. Там мы купались и резвились целый день. Море было еще теплым и глубоким, а у меня был круг)

На этом путешествие по Грузии закончилось. Мы отправили Артема и Кирилла на самолет и поехали на автобусе в Россию, по дороге встретили местных каякеров. Говорят их всего 10 в Грузии, пришли из рафтинга, катаются по простым рекам пока. Я сошла в  Армавире и отправилась на Кавказ, а Хвост, Дима, Стас и Лена в Украину.
Грузия прекрасна!

1. Хороший отчет, информативный, систематизированный.
    "и при переворотах в глаза набивается песок" - это жееесть...

2. Алена, слюшй, наконец-то нормальный отчет, не перегруженный ненормативом и всякими личными катастрофами )) из которого ясно, какие речки я бы хотел посетить. Маладэц! желаю нам всем хорошо покататься в следующем сезоне. Олег

3. Спасибо! Еще один непохожий на другие отчет о Грузии. Проностальгировала :)
    Лена

4. Грузия великолепная страна, в ней каждый найдет чем заняться согласно своим интересам. Летал туда этим летом, и планирую еще раз взять билеты на март.