понедельник, 2 апреля 2012 г.

Вдоль Аруна

Идея поехать в Непал после Африки родилась при встрече с Василием Порсевым в Москве. Василий  сделал предложение от которого невозможно было отказаться – посетить легендарную реку Непала Арун, на которой побывали единицы каякеров и которая  способна впечатлить  даже самых невпечатлительных  опытных падлеров.
Прилетели в Катманду из Найроби мы 2 марта. Там нас уже ждали Машка, Вася, Леха, Дзю и Костян с Иринкой. Василий к огромному всеобщему сожалению не смог поехать и покинул нас в аэропорту как только мы прилетели. "Если я уезжаю, это не значит, что экспедиция не состоится" (В. Порсев).
Василий единственный из всех, кто бывал на этой реке ранее с группой бублистов. Есть хороший видео ролик о той экспедиции - часть 1, часть 2.
Мое участие изначально было под вопросом, так как из всех я была самым слабым звеном. Сходу налепилось довольно много говно-факторов, типа болезни,  автономки и т. д., которые решение сказать «НЕТ» сделали очевидным. Покорять Арун отправились каякеры: Егор Воскобойников, Леха  Лукин, Костя Лубягин (за главного), Серега Фокин(Дзю, лоцман) и береговая трек-поддержка  – Ирина Максимова (фотограф Макс Ирман), Джиби Рай (гид),  2 портера и я.

Дорога на Арун настоящее испытание:
- 12 часов от Катманду до Дорана, ночь в Доране (очень неприятный город с кучей жуликов требующих денег за все).
Локал бас. Места в нем совсем не много.
- 12 часов ,3 из которых по дороге, как по руслу реки, от Дорана до Кандбари - ночевка. Сутра мы застали праздник Холи – очень веселый праздник, все бегают с краской и красят друг друга, мы были все искрашены, по истине весело.

- 8 часов по горной дороге на джипе до Нума. Локал басы в такие места не ходят - ночевка в Нуме.
Утренний Нум

- 2 дня пешки с вещами и портерами с лодками по горам до старта на впадении в Арун реки Барун. От этого места до границы с Китаем 2 дня пешки, и все продукты там уже из Китая.

Долина Аруна
Обратно же нам с Иринкой предстояло идти пешком еще 4 дня, вечерами встречаясь с нашими милыми друзьями.
Террасы
Место ночевки
Первые два дня мы шли все вместе в прогулочном темпе, не более 4х часов в день, обратно же надо было  пройти это расстояние за один день. Когда я вписалась в эту тему, то думала это будет выглядеть так – горные дорожки с небольшим уклоном, роднички, перекусы в местных деревеньках, наслаждение природой и легкая усталость в ногах под вечер. Реальность оказалась суровей.

8 марта мы отпраздновали в великолепном месте. Мальчики подарили нам виски, колу и шоколадки.
Третий день мы шли около 9 часов, без обеда, без длительных остановок. Благо не было сильных перепадов и длительных подъемов, пару резких подъемов и один неприятный для коленей длинный спуск. В назначенном месте нас уже ждали уставшие не меньше нашего герои.  Там мы переночевали и сутра отправились  в путь. Это был первый сплавной день, для некоторых раскаточный после зимы, и довольно насыщенный серьезными препятствиями и обносами.
Порог №1. Единсвтеный порог, который мы могли снимать, к которому был подход с тропы.

Егор: «Офигительный фоновый участок до моста, всем навставяло, тяжело было потому что первый день сплава. Первый порог прошли все, потом опять хороший фон. Далее порог, который пошли только мы с Лехой, с завалами и сифонами. Дзю везде колбасился. В одном месте Костян приключился в котле. Дальше был  первый завал, затем еще два, почти один за другим. Весь обнос занял часа полтора. Дальше до моста опять хороший фон с элементами порогов.»
Прим.ав. – фон на Аруне – пороги класса 3-4 нон-стопом, которые не смотрят в целях экономии сил и времени.
Прогонный участок
Четвертый день по  карте был совсем коротким, наверное раза в три короче чем мы прошли вчера, но надо было перевалить через гору – подняться до Нуна от реки и спуститься к реке.  Подъем сутра дался на ура, пристроившись за пешей группой непальцев мы уже к полудню были в Нуме. Спуск почему-то был длиннее подъема раз в пять.  Для колен это было непросто. Часам к 4 мы спустились к реке и на мосту ждали парней, через часа 1.5 они появились, как оказалось, они ждали нас немного выше. Осталось пройти еще 2 часа через перевал и мы на месте ночевки. Этот участок называется – Нумская петля, недлинный, но с большим количеством порогов, большим падением  и несколькими обносами.
Снова в Нуме
Егор: «Стартуешь и сразу поворачиваешь налево, и все время плывешь налево.  Сразу хороший фон с прижимами, но без криминала. Некоторые пороги смотрел только один человек, остальные плыли доверяя словам товарища, и начались заманухи, то Костян отправил всех в карман, то я в каскад из бочек, где все поварились. Порог Большой  по нашей воде сплошной завал, непроходимый, с очень сложным обносом по веревкам. Мы там перепутали мосты, возле которых должны были встретиться, и ждали 2 часа девочек возле другого моста, а потом доплыли до нужного и  я оставил там послание «Это Гога, диди мы уплыли вниз». Пока писал прибежал ДжиБи сказать куда плыть и где ждать. Доплыли за час последние несколько километров выката из Нумской петли и остановились в Дуване.»
Ночевка
Долина Арнуа, ближе к финалу
5 день по карте был длинным но без перепада. Опять таки в реальности это было иначе – 8 часов изнуряющей пешки почти нон-стопом  вверх-вниз по нефиговым перепадам.  Самый сложный день. Наш гид там не ходил и не знал насколько сложная дорога, по этому мы шли быстро и мало останавливаясь что б успеть. В конце дня состояние было уже абсолютно безразличное ко всему внешнему. Ночевка состоялась в местном храме, очень красивое и интересное место, жаль было не до того. Для парней этот день был самым интересным – хорошие, длинные пороги, мало обносов, а так же им посчастливилось побывать на местной свадьбе, где все были очень счастливы их встретить.
Джи Би
Егор: «Начался день с обноса, мы проплыли часть порога и занесли финальный слив. Сразу за ним был порог похожий на предыдущий, но с нормальным окончанием. Дальше был спокойный фон и один хороший мощный порог. Мы с Лехой решили сразу идти этот порог, в итоге  не смогли выдержать линии - заварились в одной бочке  и вытолкали друг друга. У меня было чувство эйфории когда нас вымыло и все хорошо закончилось. Затем порог Селевой. Я не думал, что он будет такой длинный, прохождение не на один час. Шли его частями. На первой остановке я увидел Костяна орущего на Дзю, а Дзю без каски. Его каску смыло в бочке,  решили что дальше он пойдет с лодкой по берегу. Остановки с просмотром делали через метров 200, всего 4 просмотра.  Потом на правом берегу увидели свадьбу и подплыли к ней к концу порога. Там же Дзю в улове нашел свою каску, это было чудо. Нас пригласили на свадьбу, напоили рокси, накормили. Мы думали что пороги закончились, но оказалось нет. Дальше ничего не смотрели, в итоге все отколбасились по чуть-чуть. Приплыли к притоку, а вода в нем оказалась как парное молоко по сравнению с Аруном, заночевали наверху в храме.»
Шиверы
6 день по словам гида должен был быть длинным и сложным, и тут реальность оказалось более приятной чем в предыдущих случаях. Стало ясно что дорога несложная, когда Джи Би через пол часа ходьбы остановился выпить чанга (местная брага), мы и портеры выпили за компанию. Через какое-то время он снова остановился выпить и отобедать. После обеда портеры выглядели изрядно нажраными. Короче путь со всем про всем занял 4 часа почти по равнине, после пережитого это было как прогулка у моря. Ребята доплыли за 2 часа и ждали нас всячески развлекаясь мопедами, самосами и колой с виски.

Егор: «Мы сразу, знали что порогов серьезных больше не должно быть, после 3х дней такого сплава нам показалось все это халявой. Стартанули в 9 и в 11 уже пили чай, еще 3 часа общались с местными.»

После этого Костя с Иринкой должны были ехать в Катманду, а мы проплыть нижний Арун (85 км) за день и тоже ехать в Катманду. Костян отдал мне лодку и мы поплыли. По гайду там должно было быть пару порогов, но это видимо правда только для осеннего уровня воды. У Егора как раз в этот день случился день Рожденья, отличный способ отпраздновать – пригласить друзей на 85 км плеса.  Костя заметил, что к Егору больше никто никогда не придет на день Рожденья. Под конец дня мы очень устали, но план выполнили. Отправились на джипе в Доран и оттуда сутра в Катманду.  Так закончилось путешествие по одной из легендарных рек Непала.
Бой быков
Для меня трип на Арун выдался довольно странным. Сперва 6 дней изнуряющей пешки, которую я всегда считала занятием бессмысленным и беспощадным, как и весь пеший туризм в целом, и кульминация - 85 км гребли по гладкой воде за день, что по ощущениям сравнимо с пешим туризмом.  Но надо сказать я ни капли не жалею. Арун – удивительная река с огромным расходом, мощными порогами, широкая, быстрая,  очень здорово, что посчастливилось  наблюдать ее. Красота непальских гор впечатляет, никогда не видела столько высоких и разнообразных гор, некоторые из которых в террасах с верху до низу. Мы прошли много деревень, видели много людей, которые довольно далеки от современного мира, это очень интересно увидеть настоящую жизнь непальцев, гораздо интересней городов и туристических центров. Это путешествие и все увиденное в нем навсегда останется в моем сердце.

Видео с Аруна. автор - Егор Воскобойников

Дальше мы снова все вместе встретились в Катманду. Предстояло новое путешествие.

Спасибо за фотографии Иринке (Макс Ирман).