вторник, 17 апреля 2012 г.

Непал. Реки центральной части. Города. Отъезд.

Когда мы решили ехать на Арун, то возвращаться сразу после экспедиции не хотелось. К Костяну должны приехать в  тур по троешным реками Саня из Москвы и Артем из Киева, наши с Егором знакомые. Еще в Африке мы узнали, что Михаил Говор с Джексоном и иркутскими ребятами тоже поедут в Непал в наши сроки. Волей не волей вырисовывался план остаться. Когда мы выбирали билеты домой, то основным критерием была цена, 12 апреля цена на билет в Киев компанией флайдубай была рекордно низкая – 220 евро на человека. Мы взяли обратные билеты  Катманду- Киев на 12 апреля , Костян тоже повелся на такую замануху.
 У Алеши Лукина билет домой был 24 марта, у нас была еще неделя тупежа, которую очень хотелось потратить на реки, тем более мне.  Из Катманду ближе и проще всего поехать на Бхоти Коси.
Бхоти Коси
 В гайде эта река обозначена 4+(5), опять таки – только по осенней воде. Так как воды мало, то забросились мы до самой дамбы, от Татопани выше Чокахола,  что б проехать верхние интересные участки.  Хорошая река с дропами и длинными порожистыми участками, без больших ужасных порогов, вода не давит, линию можно выбрать прям перед сливом. Единственное что расстраивало огромное количество сифонов, но это, как я поняла, свойственно всем популярным рекам Непала весной.  На этой реке занесли сомнительную щель (в верхнем каньоне) и сифон (в нижнем ), я занесла еще один порог выше щели в верхнем каньоне. Сплав занял около 4х часов, приплыли прям  в Барабис. Второй раз плыть обломались и решили поехать на Тамбу Коси. Егору  и Леху после Аруна подобные реки понятное дело не приносили удовлетворения, мне для начала сезона было самое оно.Река мне понравилась, красивый каньон, интересные пороги и пару сливов, фотографий к сожалению со сплава нет, а видео похоже Егор утопил вместе с гоу-про (см. далее).
Тамба
По описанию гайд-бука – Тамба - мега река с нон-стоп порогами класса 4+(5). Постепенно мы научились адаптировать написанное в гайд-буке под нашу воду. Каким-то чудом нам попался автобус, который отвез нас прям к месту старта, местные же все в один голос твердили, что последний автобус уже ушел. Приехали затемно, и водитель, и кондуктор неоднократно нам повторяли «Вы знаете что там нет отелей?». Я думала придется спать просто на улице, но там вполне приличная деревня, в похожих  мы ночевали на Аруне. Место ночлега было очень специфическое , пожалуй самое трешевое за эту поездку.
На Тамбе было мало воды, но пороги правда длинные и с хорошим падением. Порогов немного, около 3х, по ощущением по километру – полтора. По большой воде наверное похоже на верхний Мажой.  Мы немного смотрели и ничего не занесли. Алеша по обыкновению заныл «где пороги?», мы с Егором игнорируя это понаслаждались еще природой и выбросились вскоре к дороге в небольшой деревушке. Кстати в Непале переодеваться при людях не принято, об  этом сказал парням местный увидав их сверкающие жопы посреди площади.
Банджи
Всех участников взвешивают, пишут вес на руке и распределяют на группы.
Далее по плану – прыжок с банджи. Я вообще не собиралась прыгать изначально, Егору было все равно,  собирался из нас троих только Алексей. Мы доехали на уже родных локал басах до Last Resort, и решили с Егором, что раз уж приехали то хули нет. Егор записался на свинг – типа роуп над каньоном, потому что там больше пролет. Свинг прыгают ногами вниз (это косяк конечно), а банджи – головой вниз. Мы с Лехой на банджи. Я никогда не прыгала ни откуда, ни с парашютом, ни с роупа, и как оказалось высоты я боюсь достаточно сильно. Каньон высотой 160 метров, прыгаешь с моста. Сначала мне страшно было даже стоять на мосту, потом привыкла, успокоилась и решила, что фигня. А когда время настало подойти к краю и прыгнуть, рука железно вцепилась в поручень и отказалась отпускаться напрочь. Гид сказал: «не смотри вниз и не думай», оказалось, что надо было, что б просто кто-то это сказал.  Полет невероятный - 3 с свободного падения, это очень много и просто непередаваемые ощущения, стоит обязательно попробовать. Сразу же захотелось еще.
 После прыжков  мы вернулись в Катманду, уже почти как домой.
Задворки Катманду
Дзю с Иринкой уехали, за ними и Леха. Остались Костян, Егор и я. Через день приехал Говор с иркутами. Джексон  вынул руку на сплаве в самом начале и подался в пеший туризм в Покхаре. Еще чуть позже приехали Саня и Артем.  У Костяна с ребятами по плану были – Трисули,  Марсианди и Нижняя Карнали, у Говора – поиск порогов-убийц . Так как даже гладкая вода лучше отсутствия воды, Егор и я поехали с Костяном на Трисули.
Трисули
Трисули – спокойная река с преобладающей гладью и несколькими порогами на выходе. Хорошо подходит для раскатки учеников. Не доплыв до места встречи с Говором, мы вышли на дорогу и взяли джип до Бессисахара, в Бульбуле нас ждал Михаил для сплава по Марсианди.
Марсианди
Первый день мы поплыли все вместе от Бульбуле до дамбы ниже Бессисахары. Хороший раскаточный участок, ничего смотреть не надо, нет сифонов, плывется за 2-3 часа. Чистая вода, красивые места, хороший участок для учебы и игрового сплава .
Средняя Марсианди
На следующий день Михаил сказал «Поехали от Джагата, Чарли сказал там построили дорогу и участок выше должен быть хорошим. Там никто не плавал правда еще». В итоге я искренни была благодарна Чарли за совет, как и все. Это было хорошее приключение и отличный сплав.
Что б попасть на верх надо покупать  пермит, мы этого не сделали и делать не хотели, так как пермит стоит дорого. По этому мы встали на рассвете, что б обойти будку пермитчика
 Поехали Говор, Костян, Егор, Саня и я. С самого начала сплава стало ясно, что тут сложнее чем внизу намного. Фон довольно мощный, каньон высоченный. Первый порог с прижимом в скалу и  водопадом 6-8 метров с подпертым котлом. Проходимый, но это подвиг, к подвигам никто не был готов. Мы все дружно занесли лодки по огромным булдоганам, отвратительный обнос. Егор стартонул первый, я вторая. Как-то мы не поняли друг друга на счет линии, и я поняла что надо ехать в левый слив, а надо было в правый. В итоге все поехали в левый слив, он конечно спортивней. Слева большая бочка, которая сразу отобрала мое весло. Еще на обносе заметно было, что порог  за водопадом длинный и вылазить вообще не вариант, тем более неизвестно что дальше.  Короче я встала без весла и больше всего в жизни желала догнать уплывающее весло, чем и занялась. Пришлось преодолеть несколько сливов  буфя с рук. Весло в очередной бочке приостановилось и я его догнала. Это была настоящая победа. Я прям героем себя чувствовала, загордилась.  Дальше были еще хорошие пороги со сливами и прелестный фон.
Идеальный буф от Егора. Мы все прыгнули справа с кикера.
Очередной слив пошел посмотреть только Костян и сказал «Там слив справа и промывная бочка, можно ехать». Егор поехал первый и оказалось, что бочка не очень промывная, а отвозящая в карман под минусовой камень. Михаил удачно проехал по Гоге заткнувшего карман, а я когда приехала Гога уже доставал свою лодку в улове. Очень неприятный слив. Тут Егор сражаясь за жизнь оставил свою новую гоу-про – горькая потеря для нас всех.
Саня вскоре ушел вверх на дорогу, сказав «достаточно».
Порог , в котором Джексон убрал плече
Перед Сянге есть 4х метровый водопад , с мерзким выходом – подпертая камнем бочка и за камнем сифон куда идет большая часть воды. Понесли.
Водопад. Сифон ниже.
Дальше начался участок от Сянге, существенно проще чем выше, с тремя обносами завала, сифона и непонятного слива, который я не увидела, потому что зачалилась на другой берег. Сплав со всеми просмотрами и обносами занял около 5 часов.
Завал
Сифон. Михаил нас заговорил и мы чуть не улетели туда.
Это был очень хороший сплавной день. Мы все очень устали, а мою шею одолел мышечный спазм, который не давал мне покоя еще долгие дни.
На следующий день мы поехали снова низ с Саней и Артемом.
Далее направились в Покхару. Там встретились с Джексоном, он собирался в трек вокруг Аннапурны, плавать ему еще было нельзя. Костян с ребятами отправились на Нижнюю Карнали (6-ти дневная автономная экспедиция), Егор не очень хотел на Карнали, я хотела отдохнуть в автономе, но у меня адски болела шея и сутки дороги (на Карнали ужасная дорога) были бы мучительными.
По дороге на Нижнюю Карнали
Под рассказы Михаила, как может быть здорово на Калигандаки и Моди, мы отказались от экспедиции на Нижнию Карнали и остались в Покхаре.
Покхара
Покхара – город хиппи. Там очень много волосатых туриков, параглайдеров и семей дауншифтеров. Нашли там отличный район на Lakeside, где дешево жить, питаться и очень красиво. Если ехать в Непал надолго, то жить гораздо выгодней и удобней именно там, ну и рек там в сезон больше сплавных, проще до них добираться, есть разные варианты трекков и прочих развлечений. В один из вечеров мы взяли мопед, что б сутра поехать посмотреть достопримы Покхары. А у меня шея не очень поворачивалась и мопед при таких условиях уже авантюра, и тут Егор на развороте нажал почему-то газ и влетел в бровку. Я упала в мопед, побила ноги и дернула шею. Если до этого я еще надеялась на самостоятельное выздоровление, то теперь однозначно – страховая.
Страховая
Застраховалась я у своей подруги в онлайн режиме в украинской компании «Здорово». Много раз мне приходилось слышать о проблемах со страховыми, я никогда особо не верила, что можно что-то через них получить. Агенты обычно мастера по включению дурака и посыланию друг к другу. Позвонив в страховую я назвала имя и номер полиса, город, что болит , название отеля с номером в котором живу. Через пол часа мне позвонили с ресепшена и уточнили имя, сказали, что через пол часа придет врач. И он пришел! Прям в номер, пришел англоговорящий врач, осмотрел, поставил диагноз и дал таблеток, оставил телефон с визиткой и сказал позвонить через 5 дней сообщить о состоянии. Никаких чеков и выедания мозга. Короче я поражена была работой этой страховой компании. Искренне всем рекомендую страховаться у них.
Таблетки прописанные врачом начали действовать через 1.5 дня и угол обзора значительно увеличился. Калигандаки и Моди ждали нас!
Калигандаки
На Калигандаки мы решили заброситься тоже повыше обычных сплавных участков – от Татопани. Накануне Миха встретил шотландца-каякера, который сказал, что бывал на верхней секции осенью и их группа все понесла там (то ли они просто ушли с реки, трудности перевода..). Исходя из рассказов мы готовились к ужасам, но увидев с моста реку поняли, что по такому уровню воды все будет иначе.  Цвет воды в Калигандаки темно-серый, вода довольно грязная, очень не хотелось переворачиваться на сплаве и тем более глотать воду. Камни в реке острые, из за этого на срезах лодка просто останавливается и буфить  очень тяжело.
Перед одним из первых порогов мы вышли на просмотр, а на берегу местные жители жгли труп. Все участники церемонии разом забыли о трупе и побежали зырить как мы поплывем. Это было забавно, но осознание того, что скоро они бросят в реку недожженное тело  заставляло двигаться быстрей к take-out.
Обнесли один сифон и порог, который в принципе идется. Грязная вода, острые камни, фон не очень интересный, а порогов немного и  они с большим падением, кривые, с  сифонами и завалами, которые по нашей воде лучше обнести. В большую воду там и правда адский ад. Сплав на Калигандаки был почему-то абсолютно не сконцентрированным, все ошибались, продалбывались, я по крайней мере плыла очень плохо. Ну и вот в связи с этим на ровном месте угодила в сифон на выходе из улова после обноса. Я стартовала последняя, надо было траверснуть струю перед  камнем, под который давит вода. Говор и Егор угребли и скрылись за поворотом. А я не угребла и попала под камень. Чудом меня вымыло к торчащему из воды камню у берега,  за который можно было зацепиться руками и вытащиться. Настроение было преужаснейшее и все мои былые геройские настроения и гордость исчезли. Остался простой участок, на котором я продалбывалась через каждые 10 метров.  И еще я напилась этой ужасной воды куда сбрасывают весь мусор и соженные трупы.
Передвигаться на крыше автобуса гораздо комфортней
Моди
В этот же день мы отправились на Моди.
Завтрак перед стартом очередного пешего похода
Конечно же на Моди мы решили заброситься повыше. Для этого надо было нанять портеров, так как необходимо обойти пермитню. У нас с Егором денег осталось впритык, и портеров мы рассчитывали нанять за 1200 рупий, но начался фермерский сезон и цена возросла вдове. Как мы не искали и слезно не просили, цена была везде одинаковая – 2500 рупий за одного портера. У нас не было денег заплатить за 2 портеров по 2500, и Егор принял волевое решение нести лодку сам.
Сначала Егор нес лодку как непальцы - на голове.
Мы с Михаилом ставили на то, что Гога до первой деревни донесет и бросит эту затею. Я ужасно каюсь в своем неверии. Егор донес лодку от Лумле до New Bridge в самодельной переноске из строп, с нашими сплавным вещами, за 5 часов. Это по истине подвиг. Тропа была хорошая, но подъемы временами заставляли задуматься. Егор сказал, что за время самого адского подъема успел всех осудить, простить и очистить сознание.
Вдалеке шагает Гога
Позже мы узнали, что можно стартовать еще выше New Bridge, ужасное поражение, что мы узнали об этом по возвращению в Покхару.
По дороге начался дождь. Михаил шел в шортах, майке и сланцах, вещей у него в принципе с собой больше не было, только юнионсьют для сна.  Мы с Егором шли примерно в том же, но Егор еще нес лодку в стропах за спиной. Выглядела наша компания довольно колоритно на фоне туристов-треккеров в пуховиках, ботинках и дождевиках.
В какой-то момент Гога даже обогнал портеров
Утро, старт от New Bridge. Сразу началось все. Пороги нон-стоп, сливы прямые, дропы, сливы косые, каскады сливов, мало уловов, большое падение, интересные линии, мало времени на подумать. Очень напряженный сплав для меня был.  Но участок офигенный, прогонов нет, есть просто большие улова. Занесли один сифон и сомнительный слив. Признаться в какой-то момент я начала всем сердцем ждать появления Old Bridge, после которого сплав становится проще. Так и было, после Old Bridge , сразу, есть еще один порог с высоким сливом, а дальше падение не сильное, появились прогоны, шиверки. Мы доплыли до дамбы. Перед дамбой еще есть пару интересных порогов. Смотрели не много, временами наверху мне хотелось смотреть больше. Частенько встречались камни в сливах, а так как я каталась на арендованной заваренной Пиранье, то очень боялась ее добить. Сплав занял 3 часа. Мы очень устали на Моди, добавилась еще общая усталость после Марсианди и Калигандаки, хотелось стать овощем на дней 5.
К сожалению ни фото, ни видео со сплава у нас нет.
Террасы позеленели
Волейбольная площадка с видом на Аннапурну
На этом каякерская часть нашего путешествия в Непале закончилась.
Достопримы
Вернувшись в Покхару Егор все же решил доказать, что он умеет водить мопед и доказал (хотя зеркало таки разбил. пальцем..). Мы взяли табуретку и гоняли целый день вокруг Покхары. Съездили на Ступу (стоит на горе, много туристов, белая), на соседнее озеро (много рыбы, дешевое жилье и еда, красиво и тихо, мало туристов), случайно нашли очень красивый каньон Сети Колы, попали в заваруху из такси, мопедов и мотыков, в пещеру Бат (офигенная пещера, короткая, но с распорами и вертикальным вылазом наверх) и пещеру Махендра (туристическая, со светом и монахом внутри, не очень после Бат).
Гога ездит, я хожу.
Очень меня поразило в пещере Бат, как местные женщины в сари, в сланцах и с женским сумочками полезли в распору в вертикальным  вылазом и поворотом, в который Егор сказал, что нельзя пролезть. Им гид сказал – полезли, они  взяли тапочки в руки и полезли, со смехом и непринужденностью, свойственным непальцам. Очень мне понравился этот народ. Они много смеются, шутят и не проявляют злобу и агрессию.
Местная женщина идет по делам
 Несколько дней перед вылетом  мы с Егором гуляли по Катманду - по достопримам:
Ступа Бодинатх
Невероятно сильное энергетически место
Повсюду цветы
Очень красивое, красочное место. Глаза смотрят на тебя где бы ты ни стоял.
  Храм Пашупатинатх
Нам повезло застать странное действо - жгли свечи, еще что-то, танцевали. И еще привезли труп для сожжения, но сожжения не дождались.
Выше парк. Найди оленя!
 Площадь Дурбар

Кумари
непримечательный свиду храм, в котором сидит настоящее живое божество, оно поставило нам точки на лбу. К нам прикоснулось настоящее божество!
Сваямбунатх
Гора обезьян. Обезьяны там настоящие жулики, могут напасть и отобрать еду, и лучше к ним не лезьт, могут еще и покусать
Помимо основных достопримечательностей внимания заслуживают узкие улочки Катманду, местные кафе, горы, на которых прям в городе дружат коровы и обезьяны. Очень жаль, что нашли так много интересного уже в последние дни. Ну и шоппинг конечно в Катманду сломит любого.
Жулик и священное животное
Уезжать  было очень тоскливо, даже божественные пончики  не спасали от  заранее начавшейся хандры.  Непал - страна, которая поразила меня всем. Тут везде горы – от холмов до ледников, и все стоит на горах, всюду террасы, даже в центре города в форме ступ, такое чувство, что люди настолько привыкли к вертикальному зонированию с давних времен, что просто не могут без него и делают террасы даже на площадях.  Горы - это невероятное проявление сил природы, огромная энергия вышедшая из Земли, тут она повсюду. Я безгранично счастлива, что посетила Непал и вернусь сюда не раз.
Пересадка в аэропорту Дубая была 11 часов.
 Все это время мы возили с собой Зенит. Сегодня я забираю сканы с 9ти пленок, со всего трипа - Уганда-Кения-Непал.Так что в скором времени выложу огромный фото-отчет с Зенита.

1. Понравилось про страховую компанию и трупов. А еще "Завтрак перед стартом очередного пешего похода", так и пожалела коленки!))))сильно не расслабляйтесь! сезон начался!)

2. Здорово написала. Интересно было почитать. Спасиба! :)

А сезон то и не заканчивался ;)

3. Спасибо, Маша) очень на это надеюсь

4. Офигенное путешествие!
    Фотки-фотки!!!! :)

П.С. Подбивали общий бюджет трипа? Давайте цифру)

1. Примерно по 3 штуки баксов в рыло на весь трип, за все. Кения получилась очень не дешево.

5. Классно! Только Кали и Моди - это тоже реки центрального Непала. Восток начинается как раз за Кали. Вам очень повезло с Кумари. Она крайне редко выходит из своего домика, а уж ставит тики белым и подавно.

6. Классный отчет!

ЗЫЖ Лубягин мое барахло намутил? 8)

1. Спасибо.
      Не намутил, а ты ему сам оставил))

2. "сказал, что за время самого адского подъема успел всех осудить, простить и очистить сознание."
      ржу)))

7. У Алены от отчета к отчету все явственнее прорезается каякерский сленг :)) Отличный текст, Алена, очень интересно и познавательно!

1. Этот комментарий был удален автором.

2. изо всех сил стараюсь писать цензурно и понятно для всех)

8. Дуже цікаво і захоплююче!