воскресенье, 24 июня 2012 г.

Летний Кавказ. Старт проекта RTP.

Кавказ наиболее доступный каякерский регион для российских атлетов.  Многие российские школы каякинга именно сюда вывозят людей для первых сплавов, и в целом часто посещают реки Кавказа. В этом году медиа проект Ride the planet, ранее снимавший сюжеты исключительно зимние, расскажет зрителю о каякинге, о каякинге летом и осенью в четырёх регионах. И первым регионом стал именно Кавказ.

Мне посчастливилось провести время съемок вместе с участниками проекта и съемочной группой  на Кавказе. Участниками стали сильнейшие райдеры – Томас Марниц (Латвия), Егор Воскобойников, АлексейЛукин, Иван Рыбников и Дмитрий Данилов. Подробней можно почитать об этом на сайте проекта.
команда

Лето – прекрасное время  для сплава на Кавказе. Практически на всех реках случился паводок или близко к тому. Для себя я поняла что на Кавказе вода очень быстрая, быстрей чем там где я плавала когда либо. Большой уклон и количество воды превратили реки этого региона  в аттракцион самоуничтожения бивней. Для меня это путешествия было скорей ознакомительное нежели каякерское.

Встреча со съемочной группой произошла на базе heliaction. Первой съемочной рекой стал Чегем. Воды в нем было более чем достаточно. На Чегеме находятся водопады «Девичьи слезы», местная достопримечательность - тонкие струи воды прорываются из высоких скал в самых невероятных местах.
 Сплавной участок  выше водопадов – каньон с сифонистыми порогами и самый верх,  возле башен, динамичный участок , на котором по нашей воде были огромнейшие валы, даже не бочки. Поплавать его не успели.
Водопады "Девичьи Слезы". Фотография взята с сайта www.ridetheplanet.ru
Башни на Ардоне
 Озера. На поездку на вертолете пришлось скинуться, места было всего три. В высокогорье полетели Том, Ваня и Леха. Вернулись парни очень воодушевленные.
озеро на Марсе

Посоветовавшись с прогнозом погоды, на следующий день мы отправились на Домбай.

Домбай. Реки на Домбае давно известны и изведаны. Гоначхир и Аманауз основные каякерские артерии региона. С давних времен на них проводились соревнования Адреналин-рейс и тут откатало огромное количество райдеров. Гоначхир и Аманауз  пожалуй одни из самых интересных и удобных рек Кавказа.
Верхний участок Гоначхира
 Гоначхир плавали только самые отважные. Глядя на сплав по Гоначхиру мне хотелось выкинуть свою лодку, в полной мере осознав свою ничтожность  и ущербность.
Верхний участок Гоначхира. Ниже порога "Рамштайн"
  Уровень воды выше среднего, временами намного выше. К приезду операторов воды налило еще больше, реки  выглядели великолепно.
S-образный порог в нижнем каньоне Гоначхира. Фотография взята с сайта www.ridetheplanet.ru
Чуть ниже "Бочки Сэма". Аманауз. Фотография взята с сайта www.ridetheplanet.ru
  После Домбая путь лежал в Осетию.
 Осетия. Осетия — регион центрального Кавказа, расположенный по обе стороны от Главного Кавказского хребта. В настоящее время часть этого региона, расположенная к югу от Главного Кавказского хребта, является частично признанной Республикой Южная Осетия2008 г.), к северу — Республикой Северная Осетия — Алания в составе Российской Федерации. Я слышала много неприятных историй про Осетию, но вопреки слухам регион оказался очень приветливым и доброжелательным. На протяжении всего путешествия у нас ни разу не возникло проблем с гаишниками, пограничниками или каких либо недоразумений с местным населением. Гаишники зачастую желали нам удачи и что бы мы себя берегли, это очень радовало. Осетинские пироги  отдельная история, только ради них стоит заехать в Осетию. Также осетины очень чтят святого Георгия, изображение его встречаются в магазинах, кафе, у дороги, а эпическим выражением почтения является гигантский конь с Георгием выскакивающий из скалы по дороге на реку Ардон.
Участок реки неподалеку от Ардона
Природа Осетии очень напоминает высокогорную степь, голые огромные плоскости гор, скудная растительность, желтые тона, виднеются ледники. Когда мы были там первый раз (в районе Ардона), было солнечно и сухо, когда же мы приехали второй раз застали дождь и гряду сошедших селей на дорогу. Движение транспорта парализуется в таких случаях на несколько часов.
Река Ардон (осет.- бешеная река) - до выхода на предгорную Осетинскую равнину река течёт по глубокому Алагирскому ущелью. Сплав по реке можно начинать от полтины и заканчивать после Мизура. В ущелье Ардона и его притоков расположено Садонское месторождение свинцово-цинковых руд и посёлки городского типа Бурон, Садон, Верхний Згид, Мизур и Холст. На участке реки протяженностью около 16 км от села Нижний Зарамаг до впадения реки Баддон расположен каскад действующих и строящихся Зарамагских ГЭС, в связи с этим вид довольно индустриальный. Уровень воды зависит от водохранилища, у нас на глазах вода опустилась сутра на метр и так же поднялась.
  Невероятное зрелище – камни торчащие из воды за пару минут  превращаются в адовы котлы. Осенью воды сбрасывают меньше и расход должен быть меньше.

В июне уровень паводковый, возможно было плавать только нижние участки. Безусловным плюсом реки является ее просматриваемость и близость к дороге.
 Ночевали в альп-лагере Цей, там же есть канатная дорога к леднику, мини зоопарк,  река Цейдон, по которой тоже можно сплавляться и, что очень важно – настольный теннис, бильярд , гитара и пианино. Этот набор сделал незабываемым каждый вечер в Цейе.
 Цейдон – крутопадающий ручей с большим количеством воды, требующий глубокой разведки. Райдеры  прокатили короткий участок этой реки.
 Еще до приезда съемочной группы мы заехали на реку Урух. Урух - вытекает из ледника Харвес в Дигорском ущелье Северной Осетии.
Второй раз  со съемочной группой решили не ехать, так как дорога в состоянии ремонта и река большую часть течет в местах недоступных для съемки с берега. Дорогу обещают достроить в ближайшие сроки, тогда эта река станет просто огонь. Урух течет по глубокому, живописному ущелью, есть два каньона, один высокий и исследовать его лучше по самой низкой воде, а второй ходили Гога, Леха и Том, как впрочем и большинство участков. Нижнюю секцию смогли плыть все, она была очень фановой, с одним порогом.
   В конце второго дня к нам подошла женщина, которая развивает туризм в этом регионе и провела соцопрос  на тему « что надо как лучше», думаю в будущем этот регион будет очень не плох. Иностранным гражданам стоит учесть, что въезд в этот район требует пропуск , так, Том и я были предупреждены об этом и прощены на первый раз.
Порог на нижнем участке Уруха
Урух
Кавказ для меня всегда ассоциировался только с Белой, Кубанью, Лабой и Зеленчуком, на эти реки обычно все и ездят. Но есть еще множество удивительных и разнообразных рек. Открытием стали Ардон, Урух и Чегем, реки весьма интересные и техничные. Многое зависит от уровня воды, к сожалению для меня воды было слишком много, но для осознания сил природы и своих возможностей очень полезно.
Сейчас полным ходом готовимся к Норвегии. Ждите кино о Кавказе  в начале июля.

Спасибо за фотографии Томасу Марницу, Дмитрию Данилову, Олегу Колмовскому и Константину Галату (больше фотографий уже есть тут и появится в статьях в ближайшее время), за организацию и курирование проекта Константину Галату и команде Ride The Planet и kayaker.ru за личную поддержку.