среда, 22 января 2014 г.

Вьетнам. Северное путешествие.

Чтоб окончательно не превратиться в овощей от пляжной  жизни мы решили отправиться на север. Посмотрели прогноз погоды - +15, дожди -  то, что надо чтоб взбодриться. Купили билеты на поезд из Нячанга в Ханой и отправились в 26-ти часовое перемещение  по стране Вьетнам.

Ехать 1300 км, билеты нам обошлись по 80 долларов, это самые дорогие билеты в купе с мягкими лежачими местами, других просто не было.
 Койки тут длинней, чем в отечественных поездах, что значительно удобней, но вот индивидуальная постель не положена, она как и матрас общая
Во вьетнамских поездах есть несколько типов вагонов –сидячий с жесткими сиденьями, сидячий с мягкими сиденьями, лежачий с твердыми местами, лежачий с мягкими местами.  Первые похожи на наши электрички, такие же грязные кстати, последние, в котором ехали мы, похожи на обычные купе без изысков, разве что есть кондиционер и розетки.
Очень красивая дорога, рисовые поля, горы, море, джунгли. Но на самом красивом месте началась ночь. О самом красивом месте ниже, это дорога их Хюэ в Дананг.
Ханой
Погода в Ханое оказалась не такой ужасной как ожидалась – дождя не было,
 сравнительно тепло. О том, что такое плохая погода мы узнали в Хюэ.
Узкие улочки и плотная застройка чем то напомнила Катманду
Об столице Вьетнама я читала много негативных статей, но так и не поняла чем этот город не угодил путешественникам, обычный  азиатский город, с кучей мопедов, разностилевостью, туристическими кварталами и спальными районами.
Застройка у центрального озера
Лично у меня Ханой вызвал ощущения спокойствия, там всегда можно спрятаться в узкие улочки, никто навязчиво не предлагает отель, жемчуг, массаж, тур, мопед, там очень много людей, разных, очень много бэкпекеров, бэкпекерские отели, бэкпекерские бары, инфоцентры, это основной пункт в путешествии по Вьетнаму.
Город не такой грязный как о нем пишут, там нет баков потому что им нет места на улицах и все сбрасывают мусор в кучки у дороги, а вечером в 6 часов ездит машина и собирает у всех пакетики кучки
В Ханое не дешево, но мы смогли найти жилье за 8 долларов, ужин в среднем 10 долларов на двоих.
Ленин
В Ханое мы поездили по основным достопримечательностям, половина из которых оказалась закрыта в связи с пятницей.
Внутренний двор Императорской цитадели, ее внесли в список ЮНЕСКО. Крепость была построена в 11 веке на основе старой китайской крепости. Историки, говорят, это очень знаковое место.
В этом комплексе активно ведутся раскопки и восстановительные работы
Костел св. Иосифа, один из католических костелов, построенных французами во Вьетнаме
Тюрьма Хоало с очень реалистичными манекенами. Там показывают кино, о том как американским солдатам было хорошо  в этой тюрьме
Очень много храмов на улицах Ханоя, в этих местах всегда тихо и пахнет благовониями. Буддизм прекрасная религия
Французская булочная на углу
Музей Хошимина оказался закрыт
Мавзолей Хошимина тоже оказался закрыт, за то застали смену конвоя
Лебеди
Музей истории
Путешествие на север в Сапу решили вынести в отдельный визит, не менее 2х недель, тех двух-трех дней которые у нас были, и той обуви и одежды, для севера категорически недостаточно.

После Ханоя начали движение на юг, заезжая в интересные города. Отправной точкой стал Ханой ,финальный должен был стать Нячанг, с посещением Далата.
Кат Ба
По классическому маршруту отправились в легендарный залив Халонг, где снимали Аватар (который я так и не посмотрела), на остров Кат Ба
город Кат Ба
Логистика оказалась проще некуда – купили билет прям в гест-хаусе за 13 долларов (автобус-катер-автобус), и приехали прям в Кат Ба сити, откуда уже взяли экскурсию за 25 долларов на целый день по бухтам Халонг и мопед для разведки острова.
бьютифул вью
В Кат Ба оказался дикий не сезон, всего человек 20-30 туристов, практически всех мы запомнили еще в автобусе, кого-то увидели на экскурсиях или в городе, и практически тем же составом мы перемещались дальше по городам аж до Хойана, там вроде растерялись.
Наш аутомат служил нам часто индуриком
В связи с не сезоном нам удалось снять шикарный номер с окном во всю стену и видом на море и горы за 6 долларов, но еда там дорогая, завтрак у нас обходился в 10 долларов на двоих.
Большая часть острова Кат Ба это заповедник с красивыми горами и джунглями, по нему очень интересно просто ездить на мопеде.
Немного поездив мы нашли стену для клаймбинга, но это не коммерция, просто люди приезжают туда со своим снаряжением.
Обезьяны как всегда наглы
Случайно наткнулись на частный зоопарк, где просто держат животных и ухаживают за ними с целью сохранения.
На ферме аж 12 крокодилов
На Кат Ба не так много дорог, весь остров можно объехать за пару часов, но строится новые и, видимо, новые резорты, очень масштабные.
Бухта Халонг это удивительное место, не спроста считается одним из самых красивых мест на планете.
Экскурсия по Халонг Бею заключалась в морской прогулке на катере с 9 утра до 5 вечера, с обедом морепродуктами, морским каякингом и купанием. Компания подобралась из одного молчаливого человека и трех веселых французов (на фото они спереди).
Утро
Когда мы выезжали я одела на себя все теплые вещи, но к вечеру так распогодилось, что мы смогли даже купаться, хотя  скорее просто потому что нас привезли в бухту и сказали – купайтесь, это по плану!
В этих бухтах на понтонах живут люди и ловят рыбу, зарабатывая этим на жизнь. Там с ними живут и собаки и домашние растения.

лодочные ларьки
Каякинг происходил в бухтах с пещерами, 40 минут можно было плавать вокруг. Мы с Гогой даже успели выплыть в открытое море и ощутить все прелести мосркого каякинга с ветром и брызгами.

Также в программе было посещение закрытых озер и пещер.

Фактура напоминает фасад готического собора
 Днем вышло солнце и снова сожгло нам лица.

Еще один день мы решили потратить на заповедник и окрестности.
На высокой горе над городом расположен Cannon Fort
Вьетнамцы умеют делать очень реалистичных манекенов, а первый настолько суров, что держит перископ бровями
Еще одна гора над Кат Ба
Понадеявшись на свой треккинговый опыт и сообразительность мы решили не брать гида и экскурсии, а самостоятельно изведать заповедник. Оказалось что самостоятельно путешествовать во вьетнамских джунглях задача не из простых.

Указатели мало где есть, а если и есть, то на вьетнамском, троп много, горы крутые. Со временем мы разобрались куда идти, но темнота близилась неумолимо.
Треккинг оказался по хард кору, не представляю как туда водят туристов. Так, глядя на эти горы и не скажешь что они крутые.
Благо была четкая тропа. Сразу вспомнился Арун и почему я не люблю треккинг.
вдалеке Гога
Дерево, внутри которого как будто мясо

Конечным пунктом стало озеро, до деревни мы не дошли один перевальчик, но до темноты было не успеть. Там же встретили путешественника из ЮК, именуемого далее "чувак с пакетиком". Он был не с рюкзаком, а просто с полиэтиленовым пакетиком и выглядел, в целом, довольно странно, с пакетиком он и путешествовал. С ним поспешили обратно, он рассказал как один раз не успел выбраться из джунглей до ночи и было не очень.
Нинь Бинь
Следующим пунктом была провинция Нинь Бинь, я мало слышала об этом месте и думала может не стоит туда ехать, но как же я рада, что заехали.
Пагода Бить Донг
Это одно из самых красивых мест Вьетнама, холмы среди рек и рисовых полей в Нинь Бинь поразили меня даже больше чем Халонг Бэй.

Сам городок Нин Бинь не интересен, но он дешевый (отель нам стоил 7 долларов и обед  с напитками в среднем  4-5 долларов на двоих) и из него можно ездить в поразительные места – национальные парки, пещеры, реки, там очень развит экотуризм и путешествия на велосипедах.
По своей энергетике это очень приятное тихое место, исключая, конечно, мега туристические притоны с турами на лодках (но мы их не миновали, это ведь "маст хэв").
В Нин Бине в отеле мы жили практически всем составом автобуса из Кат Ба, и с веселыми французами, и позже встретились с чуваком с пакетиком. Очень жаль, что мы не остались там на дольше, не увиденного осталось так много.

За день мы успели объездить на мопеде местные деревни, храмы, посетить самый большой храм во Вьетнаме и поплавать на лодке по пещерам.
 Но это было нон-стоп без обеда и права на ошибку.

Уже под самый закат мы добрались до огромного буддистского комплекса с самой большой пагодой в Азии - Байдинь.  Масштабы колоссальные.

На фоне пагода Байдинь, пока еще в строительных лесах
Этим же вечером отправились в Хюэ. Бас из Нин Биня в Хюэ стоил 17 долларов и шел всю ночь.
Хюэ
Хюэ очень важный исторический и культурный центр провинции, с 1802 по 1945 был столицей вьетнамской феодальной династии Нгуен. В городе и округе очень много культурных и исторических ценностей и сооружений, связанных с жизнью и смертью императоров. К сожалению, во время войны очень много было разрушено и все это сейчас постепенно восстанавливают. В Хюэ очень много туристов, интересующихся историей и культурой, очень много французов, все вывески на трех языках - вьетнамский, французский и английский.
Внешняя стена городской цитадели
Пока мы искали отель встретили все тех же веселых французов, они тоже искали отель и приехали чуть раньше нас. Получилось найти жилье  за 7 долларов и отменное кафе с очень вкусной и недорогой едой, которое нам посоветовали другие французы.
Хюэ называют центром древнего Вьетнама, потому так много людей жаждет его увидеть. Основная достопримечательность города это Императорская цитадель Хюэ.

Жаль с погодой не повезло, в течении утра мы промокли и в таком же виде ходили оставшиеся пару дней.

В архитектуре есть такой прием – состаривание, используется для того чтоб реконструкцию вписывать в существующую историческую застройку в основном, или для создания образа старины. Вьетнамцам нет равных в этом приеме, не знаю сознательно ли у них получается, но даже объекты которым не более ста лет смотрятся вековыми.

Декор керамикой

Окрестности Хюэ это то, что стоит увидеть - огромные комплексы гробниц Императоров.
Всего их пять, династии Нгуен. Мы взяли мопед и съездили в три основные и в одну самую дальнюю, которая бесплатная, не туристическая и не отреставрированная.
сутра был сильный дождь и пришлось купить мопедо-плащи, очень удобная штука и для велика, и для байка
Гробница последнего Императора. Ей меньше ста лет, а по виду как будто больше 500
Гробницы Императоров - это огромные комплексы из нескольких сооружений расположенных в определенном порядке. Очень масштабно и красиво.
Территория на столько гармонично распланирована, что, по моему мнению,  это наилучшие примеры органической архитектуры.
Дальние гробницы, которые нам просто так открыли и разрешили посмотреть
Колонны вдалеке - обязательный элемент вьетнамских императорских гробниц
Дорога в дальние гробницы ведет через этот мост либо паром, мост даже платный
Тут был дикий дрифт
Комплекс гробницы Ту Дук
Вход на кладбище
На окраинах Хюэ
Башня в городе Хюэ
Еще обнаружили очень странный парк смеси вьетнамской и советской архитектуры.
Похоже этот объект забросили. Внутри , кстати, сделан скелет.
Странная совьетоюнион-вьетнамо машина
Во Вьетнаме много католических храмов, католицизм принесли сюда французы, но и католические храмы, построенные уже после французской оккупации очень «традиционные» и даже с пагодами.

Этот день был очень насыщенный, красивый и познавательный, кроме полученного огромного удовольствия от знакомства с такой культурой, я научилась спрыгивать с падающего мопеда. А вечером мы ужинали в любимом кафе и по улице шел наш друг чувак с пакетиком, он рекомендовал  ехать в Дананг не на автобусе, а на поезде, мол там дорога повышенной красивости. Так и сделали. Утром на поезде отправились в Дананг.
Вид из окна поезда
Оказалось почему-то поезд "хард сит"дешевле автобуса, и стоил 3,5 доллара,  хотя так было быть не должно (поезд во Вьетнаме дороже автобуса), дорога через горы вдоль моря, действительно, очень красиво.
Дананг
Данаг современный город, с новыми красивыми отелями, новыми мостами, большим количеством автомобилей и бизнес-центров, чистый современный город. Если Хюэ можно назвать французским городом, Нячанг русским, то Дананг и Хойан китайскими. Жить там дорого (минимальная цена в отелях 15 доларов), потому оставаться на ночь мы не стали.
Набережная Дананга
Основной достоприм Дананга это музей Чамской скульптуры.
Макет Чамского храмового комплекса
После этого музея я хочу всерьез изучить вопрос чамской культуры и древнейшей цивилизации. Меня поразили эти образы.
Львы украли мое сердце
Большая часть этих скульптур привезены из Май Сона, куда мы отправились позднее
Во рту скульптуры спряталась ящерица
Что бы человек ни читал о предметах архитектуры или искусства, он никогда не сможет понять о чем речь пока не увидит. Чамские скульптуры на столько не похожи на все искусство к которому мы привыкли, их мировоззрение совершенно иное, скульптуры на столько искусно сделаны, детализированы, образы очень приветливы и улыбчивы, и главное очень странные пропорции и позы.
Слон, на слона также похожи и драконы
К сожалению, я не была в Индии или Мексике, и во время учебы уделяла не много времени древнейшим цивилизациям, думаю обязательно стоит съездить в Индию, это великая культура. После увиденных скульптур в голове крутится вопрос - человек что деградировал?, более позднее искусство, например, Европы гораздо примитивней, а современное искусство не имеет ничего общего с понятием искусство. В общем, вопрос древнейших цивилизаций стоит изучить.
А это очень хороший пример использования фактуры материала в образе предмета скульптуры, трещины глины передают морщины пожилой женщины, ну разве это не гениально
Хойан
Сразу же после музея скульптуры мы уехали в Хойан, чудом встретив в городе нужный нам автобус.
В Хоайне есть море, в котором сейчас запрещено купаться в связи со штормом
В Хойане пришлось поднапрячься чтоб найти дешевое жилье, сняли комнату в доме за 7 долларов. Выйдя вечером в центр города мы  единогласно признали, что это самый красивый город во Вьетнаме, в котором мы были.
Ночной Хойан
И в одном из баров у реки мы встретили все тех же веселых французов, они подтвердили, что Хойан прекрасен, осталось только увидеться с чуваком с пакетиком. Но его так и не встретили.
Китайский мост через реку, внутри моста музей
В Хойане центр города - это историческое и культурное место, где собраны музеи, старинные дома, галереи, он практически не изменился за века, и его не разрушили во время войны. Улочки узкие, много торговых лавок и "европейских" баров, очень все красиво и почищено.
Для более продуктивного осмотра города мы взяли велосипеды. В центре города пришлось останавливаться каждые 10 метров для посещения музеев и храмов.
Зона исторического центра насчитывает около 25 музеев, находится в этой зоне можно бесплатно, но посещать музеи и храмы возможно лишь при наличие билетика, он стоит 5 долларов и в него входит 5 билетов в музеи на Ваш выбор. Если хотите еще, надо покупать еще билетик на 5 музеев. Довольно удобно. Билет действует 3 дня.

Кроме исторического центра в городе, пожалуй, больше ничего и нет. Все остальное за городом.

Улицы украшены фонариками. Это первое место, где я увидела обычные городские урны.
 С сентября по ноябрь, когда сезон дождей, река растекается в город и все улицы затоплены.
 Социалистическим памятникам во Вьетнаме везде найдется место.

Если отъехать немного от туристического центра можно найти вкуснейший кофе за вьетнамскую цену (40-50 центов, в туристических местах 1-1,5 доллара и часто совсем не вкусный). Кофе во Вьетнаме божественный, его приносят мало и сильно концентрированным, потому принято его пить запивая зеленым чаем. Зеленый чай пьют везде и всегда, в местных кафе он стоит на столах, как в Непале вода, и он тут тоже очень вкусный.
Посещая Хойан "маст хэв" это Май Сон. Выше я уже писала о чамской скульптуре, теперь же мы посетили остатки храмового комплекса государства Чампа. Наиболее крупный известный комплекс находится в Ангкоре в Камбодже, также есть остатки культуры в Лаосе, Индонезии.
Когда во Вьетнаме была "американская" война многое было уничтожено.
Сейчас активно ведутся реставрационные работы, скульптуры из этого комплекса вывезены в музей в Дананг.
Недалеко от Нячанга, есть башни Фо Нагар, их мы посетили пока там были, так же есть храмы недалеко от Фантьета, Куниёна, это все те же остатки чамов.
Чамская культура очень интересна. Позитивность образов просто восхищает (хотя возможно они их и не считали позитивными, who knows..), форма, размер храмов, расположение сооружений совсем не похожи на все, что я видела ранее.
Так мы достигли центра Вьетнама, следующим пунктом был Нячанг, откуда мы и начали.
Вечером мы отправились в этот русский туристический город на вьетнамском побережье  и заняли уже знакомый отель на юге города.
Прошло 14 дней со дня отъезда из Нячанга до момента возврата, 1300 км на север, 2 раза мы использовали в переездах поезд, 3 раза катер и 7 раз автобус и посетили 6 городов.
Дальше по плану Китайский Новый год (который длится почти две недели), один из красивейших городов горного Вьетнама - Далат, таки кайтинг  и квест уехать в Новый год домой.
Спасибо всем, кто дочитал и досмотрел все это до конца, для вас бонус из миллиона фотографий тут. :)

1. Спасибо! Очень клевый экскурс по Северном Вьетнаму!

1. Мы не посмотрели и половины того, что там есть. Не посетили ни одного военного объекта, а где-то к северу от Хюэ проходила граница между Северным и Южным Вьетнамом во время войны. Короче там масса интересного.

2. Благодарю за прекрасное путешествие, Алёнушка:) Я восхищаюсь твоим искусным описанием вашей поездки!

3. Крутий В"єтнам, крута розповідь!