долина Аджарицхали |
Незаметно пролетел месяц в Грузии. За это время мы проехали почти 2000 км и посетили 3 горнолыжных курорта. Хотя и планировали вести оседлый образ жизни. С одной стороны в Грузии манит снег, с другой реки, которые зимой тоже работают, а с третьей, зима - то прекрасное время, когда на море пусто и сравнительно тепло, как не съездить?
О горнолыжных курортах
Я не особо лыжник, потому обзор от меня посредственный - вне трасс сама не катаюсь и делаю это плохо, нет скитуров, нет биперов и понимания опасности лавин. Потмоу могу судить только о трассах и сервисе вокруг. О трассах мои суждения тоже забавные так, как я катаюсь по трассам на лыжах для фрирайда...
Скорее этот текст лирическое описание моего отношения к горнолыжному отдыху и несколько ответов на вопросы "как доехать", "что там вообще", "как там".
Сразу отмечу, что нигде кроме Годердзи мы не жили, а приезжали, катались и уезжали.
В Грузии есть еще один горнолыжный курорт в Местии (Сванетия), куда мы не доехали, и еще один строится на горе Тетнульди (Сванетия), эти курорты не описаны ниже.
В Грузии есть еще один горнолыжный курорт в Местии (Сванетия), куда мы не доехали, и еще один строится на горе Тетнульди (Сванетия), эти курорты не описаны ниже.
Гудаури.
Сперва мы съездили в Гудаури. На один день 31 декабря. Снега было очень мало и я даже выбила палец упав в камень. Самый известный курорт Грузии. По сервису это наиболее развитый курорт. Тут много подъемников, не очень много трасс (всяко больше чем в других местах в Грузии) и их не часто ратрачат, но много мест для катания вне трасс. Тут очень много хороших фрирайд гидов, которые могут показать, где надо кататься в Гудаури. Много гостиниц, хостелов и квартир на разный вкус. Цена подъемников 12 $ в день. О Гудаури писать много не буду, его и так все знают, информации куча, добраться легко и все уже известно. Дальше мы отправились за "экзотикой".
Старейший курорт Кавказа на склонах Триатлетского хребта. Добраться можно от Боржоми по хорошей дороге (35 км) или на поезде узко-колейке, но это скорее как экскурсия, а не транспорт.
Ветер на горе бывает очень сильный. Так мы не разу не прокатились с верхней точки Дидвели - сперва подъемники были закрыты из-за ветра, а потом трассы из-за лавины. |
Тут очень много учебных трасс для детей и новичков, именно тут находились спортивные школы при Союзе и сейчас эта традиция продолжается, имеются две спортивные школы. Местные дети умеют кататься на лыжах, имеют свое снаряжение.
Верхняя точка Дидвели |
Со снегом нам не повезло, его было тут мало, только на Дидвели был искусственный очень хороший снег. На Кохту (где Кохта 1 и где Кохта 2 я так и не разобралась) подняться можно двумя кресельными подъемниками, с горы работала одна трасса во льду и земле (потенциально есть еще одна и лес), на Дидвели два подъемника и одна трасса (верхняя и нижняя), при нас работала только нижняя трасса, и так называемая Татрапома с "тарелками", на ней мы не покатались, еще есть место для учебы с 4 "тарелками". Цена подъемников 12 $ в день, на Татрапому отдельная оплата наличными, чуть дешевле.
В Бакуриани мы катались два дня, еще один день мы потратили на разочарование, так как ничего не работало из-за ветра и поломок.
Где жить? Вокруг полно отелей и частных домов, жилья много на разный вкус. Можно жить в Боржоми и ездить на курорт, как мы и делали.
У меня этот курорт вызвал неоднозначное мнение - вроде бы много трасс, есть интересные места где покататься, интересные трассы, но при нас мало чего работало,было мало снега и мы были на своей машине, а движение там не организовано, заезжать к подъемнику пришлось на цепях.
Из минусов - много пьяных по вечерам (одна трасса подсвечивается и работает до 21:00), бардак у подъемников (люди не соблюдают очередь совершенно, "asia style", курят в очереди на подъемник), парковка не организована и на ледяной горке просто буксуют машины на лысой резине, их обгоняют таксисты на такой же лысой резине и буксуют рядом, и все это превращается в дурдом, и основной минус - нижние станции подъемников далеко друг от друга и никак не связаны - нет шатла.
Но, к примеру, если ехать отдыхать с детьми - тут интересней чем в Гудаури. Тут есть село Бакуриани, где много кафе, есть кинотеатр, дорожки (в Гудаури гулять можно только вдоль дороги без тротуара), конные прогулки, рынки, просто лес, можно съездить в Боржоми попить воды и полежать в горячих источниках.
Горячие источники Боржоми |
Летом Бакуриани также популярное место. Тут проходит много веломаршрутов и работают подъемники для заброски на велосипедах.
Этот курорт находится в Аджарии и открылся он в декабре 2015 года. Это первый пробный год работы, в связи с этим есть много косяков, типа - очень плохая дорога, мало жилья на горе, пока всего два подъемника (8-ми местные кабинки и 6-ти местные кресла) и одна трасса (верхняя и нижняя). Цена подъемника 8 $ в день. План развития курорта многообещающий.
Существенный плюс - снег. Это самый снежный курорт, снег идет регулярно с ноября по апрель. Из-за недостаточного уклона лавины практически нигде не сходят.
Дорога на Годердзи |
Это место украло мое сердце. Пока оно еще дикое, туристов очень мало, катаются в основном местные, очередей нет вообще, иногда мы катались вдвоем на склонах! Это место хорошее для фрирайда - есть лес, есть поля куда можно уйти.
Лес вне трассы |
Опасность представляют местные дети и подростки на трассах. Пока никто их не учит, никто ничего не объясняет, представления о том, как катаются на лыжах у них нет. Они поднимаются на верхнюю станцию, становятся в позу стула и едут ровно по прямой, скорость развивается бешеная, если вы "виляете" и сзади летит этот снаряд можно серьезно столкнуться. Но это тоже все измениться с развитием инструкторства и школ на этом курорте.
Где жить? Жить можно в гостинице или котеджах у подъемников или в семье в 2х километрах от подъемника, что называется сельский туризм (тебя там кормят, принимают как гостя и отвозят к подъемникам). По жилью все на сайте курорта, жилье все официальное от министерства туризма. Так же жить можно в Хуло, но зимой смысла особого в этом нет.
Хуло |
Как добраться? Из Батуми можно нанять делику и доехать прям к подъемникам без пересадок. Это стоит 50-70 лари с человека. Или же поехать на общественном транспорте - маршрутка из Батуми до Хуло (5 лари) и Хуло-Годердзи (7 лари). Маршрутка из Хуло уходит в 11 утра и на горе вы будете к 12-13, как повезет с застрявшими "транзитами" по пути. Уходит эта маршрутка в 16:00 с горы. Вот очень полезный сайт по Аджарии.
В Годердзи мы останавливались в семье, это очень душевно и очень вкусно, мы ушли спать чтоб не есть, потому что прекратить поглощать грузинские лакомства просто невозможно. Ты в дали от цивилизации, тихо, спокойно, простая жизнь, нет людей, нет очередей, дискотек и пьяных, очень приятные местные жители.
В Хуло рекомендую покататься в кабинке на другой берег реки. Местные используют ее как автобус, так как зимой это единственный путь в село Таго. Канатка построена еще в 1985 году, без единой опоры, протяженностью 1919 метров.
Кабинка вмещает 10 человек |
До моря от курорта ехать 3-4 часа.
Набережная Батуми |
Выводы
У меня сложиломь такое впечатление, что на сегодняшний день горнолыжные курорты Грузии больше для фрирайда, чем для трассвого катания, так как даже в Буковели больше трасс чем во всей Грузии и за ними там следят. Безусловным плюсом всех курортов является относительно низкая цена за подъемники, жилье и питание.
Есть один хороший информационный портал по горнолыжкам Грузии, который предоставляет полезную информацию обо всех курортах - skigeorgia.ge
Не стоит требовать много от страны, которая только начала развивать современный туризм или от курорта, который открылся месяц назад в отдаленном селе. На разных сайтах, у разных людей много отзывов о горнолыжной Грузии, это - "как круто, вкусно, гостеприимно, просто, открыто" или "никакого сервиса, все опаздывают, не ратрачат, никакой организованности", и это все правда. То есть, если бы у меня были карвинговые лыжи, желание технично катать белоснежный вельвет, претензии к завтракам в отеле и в разы больше денег, то я бы поехала в Европу, но я катаюсь на широких лыжах, люблю дикую природу, самобытность, открытость и хардкор, потому мой любимый курорт Годердзи.
У меня сложиломь такое впечатление, что на сегодняшний день горнолыжные курорты Грузии больше для фрирайда, чем для трассвого катания, так как даже в Буковели больше трасс чем во всей Грузии и за ними там следят. Безусловным плюсом всех курортов является относительно низкая цена за подъемники, жилье и питание.
Есть один хороший информационный портал по горнолыжкам Грузии, который предоставляет полезную информацию обо всех курортах - skigeorgia.ge
Не стоит требовать много от страны, которая только начала развивать современный туризм или от курорта, который открылся месяц назад в отдаленном селе. На разных сайтах, у разных людей много отзывов о горнолыжной Грузии, это - "как круто, вкусно, гостеприимно, просто, открыто" или "никакого сервиса, все опаздывают, не ратрачат, никакой организованности", и это все правда. То есть, если бы у меня были карвинговые лыжи, желание технично катать белоснежный вельвет, претензии к завтракам в отеле и в разы больше денег, то я бы поехала в Европу, но я катаюсь на широких лыжах, люблю дикую природу, самобытность, открытость и хардкор, потому мой любимый курорт Годердзи.
О зимнем каякинге в Аджарии
Пока мы ездили с лыжами, в машине лежали лодки и ждали своего часа. Вода в реках от дождей поднялась, но пока мы катались на лыжах, успела упасть и мы отлично поплавали обычный класс 3 на Аджарицхали.
В Аджарии зимой довольно тепло, к примеру, вчера в Батуми было +24, и когда идут дожди вода в реках поднимается, плавать можно в любом месяце. В этом прелесть этого региона, ты можешь поехать в Годердзи и катнуть на лыжах, а потом сесть в лодку и поплыть по порогам.
Съездили на новую реку Схалта. Очень интересно выглядит, но, к сожалению, всю воду заберут уже в этом году плотины.
Красный сель в долине Схалты |
Аджарисхали ждет похоже та же участь, что и Чорох, реку ужасно изрубили плотинами - местные жалуются, что уже нет рыбы, нет воды в колодцах, а для нас еще минус две реки в Аджарии. Это все очень грустно и я в очередной раз поражаюсь нашей беспомощности.
Ночевка в машине на Аджарицхали. Так мне этого не хватало! |
Прокатившись на лыжах, а потом на лодке, я поняла как люблю лодки и текущую воду, теплые дни, теплые ночевки в машине, а не отели, квартиры или гестхаусы. В лыжном отдыхе ты так привязан к помещениям. А в каякинге не всегда, это скорее как приятный бонус в холодное время.
Аджарискали |
Уже скоро реки вспухнут и начнется "новый сезон" путешествий с Two Blades Adventures, а начнется он именно с этого места.
Спасибо большое спонсорам за новый комплект лучшего снаряжения Академии Белой Воды, Hiko, Immersion Research
Спасибо большое спонсорам за новый комплект лучшего снаряжения Академии Белой Воды, Hiko, Immersion Research
Комментариев нет:
Отправить комментарий