Закат в Батуми |
В один из вечеров мы катались по морю, и выложив фото в инстаграм, получили комментарий от нашего знакомого из Турции: "На выходных будет проходить кубок Турции по гребному слалому, приезжайте посмотреть".
Канал находится в городе Ардешен, 30 км от грузинской границы и 45 от Батуми. Даже с учетом прохождения границы, мы добрались туда за 2 часа.
Виза в Турцию по прежнему не нужна, если вы въезжаете на машине, нужна страховка, сейчас она стоит 65 евро и покупается минимум на 3 месяца на границе. Работает также гринкарта, которую можно купить в России на 2 недели, что значительно дешевле.
Виза в Турцию по прежнему не нужна, если вы въезжаете на машине, нужна страховка, сейчас она стоит 65 евро и покупается минимум на 3 месяца на границе. Работает также гринкарта, которую можно купить в России на 2 недели, что значительно дешевле.
Канал сделан на реке Фиртина. Он функционирует уже около 3 лет. Это отделенная насыпным островом часть реки. Минус в том, что нет дамбы, которая бы контроиловала уровень воды. Вода в реке поднялась - в канале тоже. Но канал работает даже при очень низком "зимнем" уровне воды в реке. На соревнованиях уровень воды в первый день был существенно ниже, чем во второй.
Средняя часть канала |
Через канал есть два мостика, столбы для вешек позволяют сделать массу вариантов трассы, перетяжки, благоустроенные берега, спуски к воде в "бассейнах". Перепад в канале не большой, как сказал Егор: "вырасти на нем нельзя, но для тренировок отличный полигон". Тут нет мощных сливов, но есть интересные места и есть возможность создать замысловатые рисунки.
Один из двух сливов, которые делят канал на части. В этих частях можно подниматься по каналу в лодке. |
Возле канала находится отель (цены мы не узнали), можно жить прям на канале в палатке, но нет общедоступного туалета и душа. Есть пара вагончиков - ангар, раздевалки, в которых туалет с душевой для спортсменов, но ключ только у официальных лиц. То есть, если вы приехали просто там потренироваться - все будет закрыто.
Финишная часть |
Сейчас строится большой парк на другой стороне реки, это тоже часть комплекса слаломного канала. Уже сейчас там построено здание, беседки, ровняются дорожки. Видя как турки работают, комплекс начнет функционировать очень скоро.
С1Ж, один из лучших проездов |
В Турции есть еще один канал в Юсуфели. Но его смыло паводком, сейчас построили дамбу и есть возможность контролировать уровень, ведутся работы по завершению канала. То есть в Турции к лету будет уже 2 слаломных канала.
Соревнования
Оказалось это первый кубок Турции. Я не спортсмен, а любитель, потому особо не слежу за слаломом в целом, но команда Турции меня поразила. В Турции никогда не было спорта гребной слалом, они создали его 5 лет назад. За 5 лет воспитали отличных слаломистов.
Девочек тренируют всего 2 года, сегодня уровень у них очень неплохой, не только в К1, но и в С1. Подобный уровень слалома за 2 года с нуля - очень круто, учитывая консервативность и традиционность Турции.
С1Ж |
К примеру рядом Грузия, в которой есть все для развития слалома - традиции, те кто может показать и научить, реки, базы, даже вешки в закромах есть. Ведь именно грузин Георгий Насхидашвили стал одним из первых советских слаломистом на олимпиаде 1972 года.
На данный момент гребного слалома в Грузии нет вообще.
Амбролаури р.Риони Сборная команда на сборах в марте 1971г. Наскидашвили Г. Фото и текст взяты со страницы "История Гребного слалома в СССР" Александр Чайка |
Возвращаясь к теме поста, мне было очень приятно наблюдать все это, так как я всей душой болею за развитие активности на бурной воде, будь то спорт или туризм. Когда я вижу как дети или взрослые-новички увлеченно гребут в лодке, переживают, боятся, преодолевают свой страх, как они радуются -это нечто, дружба стихии с человеком вызывает самые теплые чувства.
Турция представила спортсменов в классах К1, К1Ж, С1, С1Ж. Парни по страше смотрелись отлично, дети очень перспективные, девочки вообще украли мое сердце, жаль только 2 из них травмировались прям в попытке. У них, похоже, все хорошо с тренировочным процессом, однако не очень с "эскимосом". Даже те, кто уже хорошо ездит, очень плохо встает. Тут к сравнению, вспоминается Марина 13 лет из Архангельска, которая встает всегда и везде прямым винтом, особенность Архангельской школы - дети умеют хорошо вставать прямым винтом (а не бессмысленным и беспощадным рычагом).
Очень хорошо работали спасатели, доставали людей и лодку в считаные секунды |
Это ведь так просто - взять и научить детей прямому винту, по-моему гораздо трудней научиться делать зацеп. Зато дети не боятся и не ломаются. Но, похоже, в слаломе, так принято - просто не переворачиваться.
Нам тоже разрешили поучаствовать. Изрядно разжирев на аджарских хачапури и мясной грузинской кухне мы проехали свои попытки плохо. Егор, многократный Чемпион России в командной гонке, ездил как туристяга на корме и на опорах. А я всегда так езжу, только теперь с отдышкой.
Егору за такой проезд дали серебряную медальку, а мне бронзовую. Медальки есть и хорошо!
Наличие канала, как ни крути, очень важный фактор для развития навыков, гладкая вода или зал мало отношения имеют к технике ГС.
В целом, отличный опыт и много полезной информации за поездку.
Все фото тут
Все фото тут
Вокруг канала
Реку Фиртина мы заприметили еще в 2013 году, тогда уровень воды был хороший и нам показалось, что это одна из лучих рек в данном регионе. Так и есть. На ней довольно много секций, от класса 2 до 4+.
Один из сливов на Фиртине, май 2013 г. |
Основной порог, похожий на Веллебрюке, сейчас изрядно загрязнен камнями, так как дорогу пробили прям к реке, зарослей вокруг теперь нет. Посмотрим, как это поправят паводки.
Поплавать в этот раз мы не смогли, так как уровень воды из-за морозов в горах сильно упал.
Поплавать в этот раз мы не смогли, так как уровень воды из-за морозов в горах сильно упал.
Крепость у верхнего каньона Фиртины, так нами и не пройденного. |
Если ехть по правому притоку от Чамлихимшина в горы, есть очень туристическое место Айдер. Это центр эко туризма в регионе. Айдер славится своими красотами, воздухом, минеральными ваннами и медом. Цены тут довольно высокие, но это не туристические цены для европейцев, это обычные местные цены, отдыхающие по большей части турки. Похоже, горы они любят больше чем море, Черное море в округе местом для отдыха вообще не считается.
В Айдере зимой делать особо нечего, так как все эко-тропы засыпаны снегом, воды в реке еще нет, а вот в минеральные ванные сходить стоит. Мы были утром в будни, и я была одна в женском зале! Это было прекрасно, бассейн с +43 после 3 дней в холодном автобусе на канале.
Цены в Турции немного выше чем в Грузии - на бензин, жилье, кафе. Но продукты многие дешевле, как ни странно молочные продукты, сладости, шоколад, крупы, макароны, все это в турецких магазинах иногда в разы дешевле чем в Батуми.
Цены в Турции немного выше чем в Грузии - на бензин, жилье, кафе. Но продукты многие дешевле, как ни странно молочные продукты, сладости, шоколад, крупы, макароны, все это в турецких магазинах иногда в разы дешевле чем в Батуми.
В заключении
Регион Аджария + Север Турции очень интересны. Во-первых, Аджария - это неплохой каякинг весной, море в Батуми, Redisson с видом на весь Батуми, веломаршруты, горнолыжный курорт Годердзи со снегом до апреля, сельский туризм и во-вторых, всего в 40 км канал в Турции, эко туризм в Айдере, минеральные ванные, каякинг на Фиртине и просто красивые высокие горы. Каякинг, конечно, не норвежский, но за то хочешь на лодке плавай, хочешь на лыжах катайся, хочешь в море купайся, и везде тепло!
slackline sission |
Именно по этому мы планируем проводить школу каякинга и слаломные тренировки тут. Но об этому чуть позже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий