Ночью в аэропорту Иркутска нас встретил дождь. Ничего особенного.
С утра нас встретил тот же дождь, только сильнее, температура стремилась к 10-12 градусам по Цельсию. Захотев узнать, что же нас ждет дальше, мы посмотрели прогноз погоды.
Для тех кто бывал на Китое, эта картинка значит больше чем просто "мерзкая погода". Значит, что кроме мокрой влажной почвы на стоянках, сырых дров и таежного холода, есть все шансы застать коричневый дождевой поток с бревнами, заборами и плывущими сельскими туалетами.
График уровня воды в р.Китой |
К нашему счастью, лодки второй группы прилетели с опозданием и машина поломалась, потому время отъезда пришлось перенести на сутки, это был хоть и крошечный, но шанс не быть засыпанными снегом на первой ночевке.
Дождь не прекращался 3 дня, в хостеле поплыл потолок и выпали панели, электричество пропало. Туристы все возвращались и возвращались из походов по Байкалу. Со стороны ситуация выглядела удручающе. Радовались только таксисты в эти дни, у них выторг как на новый год, никто пешком не ходит, еще чуть-чуть и можно было бы плыть по улицам Иркутска.
Новостная картинка из Иркутска |
Шутка о паводке в Китое за вечер была произнесена не менее 100 раз от разных людей в разное время.
Но мы непоколебимы, поход состоится, завтра выезд. Наша группа купила дополнительных вещей в военном магазине, а мы - дополнительных зажигалок, сухого горючего и спичек. Как сказал один наш знакомый: “Ты же заплатил деньги за это, наслаждайся!”
Упаковка продуктов |
День заброски нас не порадовал вдруг вышедшим солнцем или вдруг резко ушедшей водой с газонов и улиц. Пока мы ехали, мы выдели затопленные обочины и стало понятно, что ничего не поменяется, как бы не пытался за это цепляться обеспокоенный самосохранением мозг. В Иркуте, реке, что по дороге, воды было очень много, но Капитан сказал: “Даже заборы не плывут. Значит не много”. Доехав до старта, все смирились с тем, что уровень воды неприлично высок и никто не сбежит.
Место старта |
Стартовали мы прям из “бухты”, которая обычно суша. Стоит отметить, что я впервые видела снег на старте в августе. Многие даже теплые вещи не брали, потому что лето. Но Сибирь оправдала мифы о себе. Каждый раз когда к нам приезжают иностранцы, то удивляются как тепло летом в Сибири. Нате!
Старт на Китое |
Дождь, холод и высокая вода - все как мы любим. Но не смотря на это, Китой остается одним из самых красивых мест, высокие каньоны и удаленность делают эту реку удивительной. В этот раз я увидела почему так много людей простились тут с жизнью, в высокую воду река очень меняется, и вместо красивой голубой воды - мощные пороги и пульсирующие структуры с прижимами. Но по сути, как сказал Капитан: "линии те же".
Первый порог Моткиных щек. Тот, что обычно щель. |
Первый день неприятного “вката” превратился в задорные пороги и пролетел очень быстро, мы практически домчались до начала первого каньона и оказалось все не так плохо, как мы думали. Вода даже не лилась с левых камней, как бывает в сильный паводок.
chicken line |
Отважились пройти первые пороги только Егор, Томас и Филипп. Остальные обнесли до конца Винта.
Винт |
На берегу после Винта был установлен крест погибшему катамаранщику, примерно месяц до нас. К сожалению, другой стоянки не было и нам пришлось ночевать прям над крестом, что, по видимому, еще больше деморализовало группу.
Вечерний Китой |
На следующий день после просмотра выходных порогов каньона в нашей группе случилась паника. Практически на ровном месте, часть людей просто отказались плыть дальше, раздумывая о пешем выходе обратно, о вертолете, еще черт знает о чем. Паника была совершенно безосновательная, и проехать оставшуюся часть каньона было действительно проще чем идти, в чем и убедились "пешеходники". Ведь в такую воду специально для тех, кто не уверен в себе, открывается масса chicken line-ов.
В итоге, мы занимались перегоном лодок тех, кто занимался треккингом вдоль Китоя.
Выкат первого каньона |
Всем необходим был отдых и переосмысление, потому день был коротким, время, благо, позволяло. Заход на Билюты похоже уже никого не интересовал.
Ара-Ошей |
Внезапно вышло солнце и это был единственный солнечный день в этом 9-ти дневном путешествии. Солнце очень скрашивает все, река кажется не такой страшной, пороги не такими суровыми. Мы целый день наслаждались действительно классной рекой, отличный уровень для этого участка. Мы добрались практически до начала обноса порога №47.
Традиционный утренний дождь и та же отметка на мерной палке (уровень воды) встретили нас на 5ый день экспедиции. Практически сразу стало понятно, что часть группы понесет лодки с вещами очень далеко. Кто-то нес от 41го до Моткин-гола, кто-то от 47го до Моткин-гола.
порог №48. Chicken line слева - мой выбор |
Я была настроена обнести лодку до Эхе-гола, но нелюбовь к пешему туризму и наличие прибрежного чикенлайна подтолкнули меня спустить лодку (без вещей) после 47го и поплыть до Эхе-гола на пустой лодке. Надо сказать для меня это было стрессово, но посильно. Огорчало только то, что надо было потом идти снова на старт за вещами. Начался дождь.
Ночевка на полке над Эхе-голом, дождь, грибы и мысли о предстоящем каньоне, мы были довольны, кто-то предвкушал завтрашнюю пешку с лодкой, кто-то сплав по каньону.
Порог №47. Слева фото сделанное мной в 2016 году, справа в 2015. Не могу сказать точно на сколько метров вода выше, но очень ощутимо. |
Из наших двух групп отправились во второй каньон 8 человек, 2 решили плыть на пустых лодках и потом идти за вещами. Я решила так больше не делать, ведь по словам Капитана “тяжелую лодку лучше продавливает”.
Порог в середине второго каньона. Слева фото 2016 года, справа 2015. |
Самым сложным оказались первые пару порогов, в остальном же линии только упростились. К примеру, линии в некоторых порогах превратились просто в струю по центру, а где-то открылись новые.
Второй каньон |
Сложность заключалась в том, чтобы удержать лодку на ровном киле в перемешивающейся и пульсирующей воде, а перемешивалась она адски, и груженную лодку, оказалось действительно проще удержать, особенно если разогнать ее в нужном направлении. Один раз меня с моей линии просто сбросил пульсирующий вал, но плюсы большой воды - много линий.
Второй каньон оказался просто огненным по такому уровню, стрессово местами, но и эмоций больше.
Видео некоторых порогов от 48 до первых порогов второго каньона.
Все участники дошли без приключений, те кто не мог донести лодки, оставили их на Эхе-голе и те, кто хотел проплыть еще раз - проплыли. Второй раз Егор и Филипп проплыли каньон за 20 минут.
Странное событие произошло: появился вертолет и приземлился прям в лес. Два раза. Позже мы узнали, что от туда эвакуировали группу, но так и не разобрались кого, что, куда. На нашей стоянке мы нашли разобранный плот, но ничего больше.
Остатки плота |
Сутра нам предстояло доплыть Моткины щеки и выкатиться практически в гладкую воду. Даже завершение каньона было прекрасным. А в Билютах воды было не так много, но ни времени, ни желания ни у кого не было идти на Билюты.
Оставалось полтора дня спокойствия и просто гребли. На лицах наконец-то появились улыбки и радость. А кто-то загрустил, что все кончилось. Но, похоже, все были довольны.
Крайняя ночевка практически на плоской местности, в туман, дождь и холод |
Лежа под тентом в дождь меня одолевало странное чувство счастья. Я понимала, что делаю именно то, что доставляет мне удовольствие и именно здесь и сейчас я хочу быть, и по этому поводу очень счастлива. Такие моменты запоминаются. Иногда забывается и стирается понимание, что каякинг - это всего лишь путь в такие места и такие ситуации, совершенно не важно сколько порогов и сколько плесов, стОят ли плесы того, стОят ли пороги того, какой это класс или какой высоты тут водопады, даже не важно имеет ли это все смысл. Китой подарил мне эти прекрасные чувства. Хотя каякинг, как и жизнь, у каждого свои.
На следующий день нам оставалось совсем немного до деревни и магазина. И вечером все уже праздновали успешно завершившуюся экспедицию.
Все признались, что думали будет проще, но от этого пережитые эмоции только сильнее, а ведь именно ради эмоций мы все это делаем.
Как только закончилось наше путешествие - вышло солнце и стало тепло. Но это было не так уже и важно, ведь на следующее утро мы сидели в самолете, который летел в Бишкек, где солнце светило нам целый месяц.
Никогда не плавала по такой воде по Китою, и очень здорово, что мы все отважились на это. Нам повезло застать такой уровень. Действительно - линии те же.
Мне очень повезло работать в компании с лучшими - Томас Марниц и Егор Воскобойников, люди без которых это путешествие бы не состоялось. Благодаря Капитану мы вообще отважились такой большой группой плыть в такую воду, и благодаря Егору все в целости и сохранности.
В журнале KANU вышла статья о нашем путешествии и название ее прекрасно!
Это был 5ый раз, и все равно хочу туда снова.
Мне очень повезло работать в компании с лучшими - Томас Марниц и Егор Воскобойников, люди без которых это путешествие бы не состоялось. Благодаря Капитану мы вообще отважились такой большой группой плыть в такую воду, и благодаря Егору все в целости и сохранности.
В журнале KANU вышла статья о нашем путешествии и название ее прекрасно!
Это был 5ый раз, и все равно хочу туда снова.
В день, когда светило солнце, мы по жуткой воде выходили с Моткин Гола... Вертолет эвакуровал хакасов. ВИдео тут https://www.youtube.com/user/cartunerperm/videos
ОтветитьУдалитьKakoj Vidos?
ОтветитьУдалитьпривет,Алена, Это Heavy)) ( если помнишь)) как с тобой можно связаться? напиши плизз в ближайшее на мыло nosovkafest@ukr.net
ОтветитьУдалить