Обычно я не веду дневники в путешествиях. Но это было особенным. Я давно мечтала поехать в Индию, еще за долго до появления каякинга в моей жизни. Тогда мне была интересна архитектура и культура древнейшей из цивилизаций, но сейчас мне посчастливилось прилететь сюда с лодкой и попасть в такие места, о которых я раньше и мечтать не могла. Штат Аруначал - одно из таких мест.
29.11 - Прилет Дели. Автобус до Ришикеша. Все просто, на автобус легко вяжутся лодки, как в Непале.
30.11 - Ришикеш. Приехали итальянцы - Андреа и Билли.
30.11 - Ришикеш. Приехали итальянцы - Андреа и Билли.
1.12 - Сплав по Гангу. Рафт секция. Забыла юбку. Отличное приключение - поплавать без юбки по биг-волюмной секции. Заплыла раза 3-4. Не так уже и тепло.
3.12 - Сплавились по Алакнанде от Хияна. Очень красивая секция с интересными порогами класса 3-4, один раз даже смотрели. Каньоны невообразимые.
4.12 - р. Алакнанда. Было интересно, но не так как наверху. Относительно верха - грязно. Лучшее решение - взять драйсьют.
5.12 - р. Пиндар. 40 км класс 3, в завершении (на стрелке с Алакнандой) - огромнейшая городская помойка. Как жаль плыть по хорошему порогу и думать только о том, чтоб на тебя попало как можно меньше этой зловонной воды.
6.12 - р. Багирати. Хорошая река, контролируемая плотиной, потому уровень воды даже в декабре может быть высокий. Пока мы ехали плотина была открыта, когда мы спустились к старту плотину закрыли и вода уже начала падать. Большие волны вдали от городов. Теплая вода. Покупались в Ганге, сели на ночной автобус до Дели, утром вылет в Дибрубарх.
7.12 - Ехали ночью на локал басе. Заблудились в тумане. Я проснулась от того, что вокруг шумиха и суета. Егор сказал: “Водитель куда-то свернул и не может найти трассу”. Пассажиры бегали вокруг автобуса по улице и смотрели чтоб водитель не уехал в яму, реку или чей-то дом, ехали мы примерно по деревне, видимость 2 метра. Открыла гугл карту и наше положение оказалось точкой в поле. Общими усилиями, пробираясь через дома и леса, по gps мы нашли трассу и вернулись на дорогу.
Начиная с автовокзала начались сплошные денежные потери, сперва такси в аэропорт, которые зарядили нам по максимуму за 4 лодки в 4 утра, затем авиакомпания в аэропорту. Оказалось, что лодки нужно было оплатить как дополнительный вес обычного багажа заранее, мы же понадеялись, что это оформят как спортинвентарь за fix price. Пришлось заплатить за наши две лодки 200 евро до Дибрубарха. Суммарно билет из Дели в Дибрубарх на одного человека с лодкой обошелся 270 евро. Конечно, если их покупать не за два дня до вылета будет дешевле.
Прям перед посадкой Билли вызвали на контроль, что-то с багажом. Егор вспомнил, что забыл газовый баллон в лодке. Вернувшись в самолет последним, Билли сказал: “Нашли в моем багаже power bank. Сказали, что не место ему в багаже, отдали в ручную кладь. ” Про баллон не спросили, повезло.
Индийский транспорт - это всегда непредсказуемо, никогда не знаешь, что они скажут, какие правила действуют именно сейчас, эти ребята рушат шаблоны.
8.12 - Самые длинные дни. Куча переездов без сна, перебиваясь перекусами, с лодками и возней. Сплав, Ришикеш, автобус, Дели, вокзал, аэропорт, самолет, Дибрубарх, такси, поспать немного в отеле до 4 утра, потому как в 5 надо выехать в Пасигат. Паром, после парома за нами не приехал джип, снова такси. И снова за нами не приехал джип, потому что он черт знает где. Типичная ситуация для компаний Аруначала, как оказалось. Садимся в локал бас, едем до города на границе с Аруначалом, где мы сможем забрать пермиты, чтоб хотя бы въехать в Аруначал. Приехал другой водитель на джипе, который отдал нам пермиты и отвез в Пасигат, где утром за нами должен приехать наш джип с водителем.
Уже завтра мы должны начать двигаться в Тутинг, так как времени немного, итальянцы улетают из Дибрубарха 22 декабря, а планы у нас грандиозные. Как минимум проехать Сиянг и Дибанг или Субансари.
9.12 - встретились с утра с нашим водителем. Он сказал, что просто живет очень далеко, потому и не приехал за нами. Все пожали плечами и сказали: “Because it’s India. You newer know”. Наконец-то отправились на Сиянг. Два дня до старта.
По всей долине строят дороги. Я поразись скорости строительства. Индусы, как рабочие муравьи, без остановки копают, ровняют, засыпают. Они строят новую дорогу выше старой и ссыпали грунт на старую, с камнями, деревьями, типичный сель. Они расчистили этот участок около 500 метров за час! Помню, как-то в Грузии сошел сель, не намного больше, его чистили 2 суток.. Чему стоит у индусов поучиться, так это работать.
Наш водитель - христианин социофоб, нетипичная личность для Индии. Вечно нам перечит и пытается скорее уехать домой в свой далекий город.
Ночуем в городе по дороге YingKiong. Цены тут уже не те, что в Ришикеше. Туристов почти нет, все дорого. Люди другие - коренастые, крепкие, раскосые, похожи на китайцев. Совсем другая Индия.
Наш водитель - христианин социофоб, нетипичная личность для Индии. Вечно нам перечит и пытается скорее уехать домой в свой далекий город.
Ночуем в городе по дороге YingKiong. Цены тут уже не те, что в Ришикеше. Туристов почти нет, все дорого. Люди другие - коренастые, крепкие, раскосые, похожи на китайцев. Совсем другая Индия.
14.12 - о прошедшем: мы еще один день ехали и поздно ночью приехали на старт, прямо на пляж. Наш водитель сразу же уехал, так как не приспособлен спать в машине. Спустя 4 дня дороги наконец-то мы мы сели в лодки! Момент истины и безграничной радости.
Сиянг мы проплыли за 3 дня, сильно торопились. Жизнь на Сиянге была очень простая - просунулись, поели, поплыли, встали, поели, спать. Темнеет тут около 4:30, потому ходового времени с 8-9 утра (раньше выехать не получалось) до 4 максимум. Зато светлеет в 5. Деревенская жизнь - рано встаешь, рано ложишься.
Запомнилось 2 порога - вначале и где-то в середине, один мы смотрели. Пороги - гигантские волны, очень впечатляет, такие масштабы, можно валиться куда хочешь, все огромное, как и сама река. На такой реке даже когда мало- этого не ощущаешь, потому что ее все равно очень много. Существенный минус - много плесов, озер, которые практически стоят. Если не торопиться, плыть в режиме релкас-трипа, было бы хорошо, но нам нужно успеть доехать на Дибанг и сплавиться вниз до 20 декабря.
Запомнилось 2 порога - вначале и где-то в середине, один мы смотрели. Пороги - гигантские волны, очень впечатляет, такие масштабы, можно валиться куда хочешь, все огромное, как и сама река. На такой реке даже когда мало- этого не ощущаешь, потому что ее все равно очень много. Существенный минус - много плесов, озер, которые практически стоят. Если не торопиться, плыть в режиме релкас-трипа, было бы хорошо, но нам нужно успеть доехать на Дибанг и сплавиться вниз до 20 декабря.
Когда мы поняли, что успеваем за 3 дня позвонили водителю и попросили забрать нас утром 14 декабря, чтоб в этот же день начать ехать на Дибанг в сторону Анини. Заброска туда очень длинная, через два перевала. На что он нам ответил, что он дома, это очень далеко, ему ехать 14 часов и он не приедет к утру. Стоит упомянуть, что мы оплачиваем водителю не только дни с нами в машине, но и дни когда он едет без нас, то есть и обратную дорогу, и то, что называется “road support” - он едет где-то недалеко от нас и ждет нас в отмеченных точках, на всякий случай , это и есть “водитель с джипом на период такой-то”, road support. Но он поехал домой в свой далекий город и когда оказался нам нужен, то сказал : “ну я не могу так быстро приехать, я же дома, мне 14 часов ехать, ночью я не поеду”. Мы позвонили его начальнику Окену, Окен перезвонил и сказал, что водитель будет ждать нас утром.
Третий день по Сиянгу мы доплывали в темноте. Мы как-то неоднозначно договорились о том, где будем останавливаться и будем ли доплывать до Пасигата. Плыли мы отдельно, каждый в своем темпе, Егор впереди, я в середине, за мной итальянцы, друг друга мы не видели. Начало темнеть и я подумала : “Если Егор где-то остановится, он сделает все, чтоб его заметили, потому как река огромная, видимость в сумерках плохая, плывя посередине практически невозможно заметить людей на берегу. Или подождет на реке”. И со спокойной душой гребла вперед. Стемнело. Никого не видно. У берега уже появилась дорога. “Не мог же Егор остановиться где-то незаметно”, помнится мы говорили о том, чтоб доплыть до моста перед Пасигатом. Ну ладно, к мосту, так к мосту. Наступила кромешная тьма. Но через минут 10 вышла полная луна и осветила все как днем. Думаю “быстро греб значит”. Почему я не дождалась итальянцев? Сложный вопрос. Скорее всего не хотела ночью сидеть посреди реки и ждать, одна в темноте. К берегу причаливать я не хотела, так как фонарик был в корме, доставая фонарик можно легко пропустить итальянцев и оказаться вообще в неведении. Мост был самой логичной точкой по моему мнению. Я доплыла до моста, по темноте около 4 км. Накануне Егор промочил свой телефон и он у него не работал. Телефон Билли я не знала. Позвонила Окену, мало ли - может они зашли в его дом на берегу. Окен ничего не знал. Прикинула, что у меня все есть для ночевки - спальник, коврик, сухая одежда, спички, нет только фильтра для воды и посуды, в которой можно вскипятить воду, зато есть шоколадки. Ночь прожить легко можно, даже две. У моста я вытащила лодку и уже готова была ставить лагерь. На реке появились фонарики. Егор и итальянцы. Произошло именно то, почему я не останавливалась на берегу достать фонарик из кормы. Когда начало темень, Егор причалил к берегу и полез доставать фонарик. Пока он совершал эту длительную процедуру (достать все гермы, открыть, найти фонарик), я проплыла мимо. Надо сказать что Сиянг шириной около 100 метров, заметить в сумерках что-то на берегу очень сложно. Пока я плыла каждые пару минут свистела в свисток, на случай если кто-то рядом. Но мне никто не отвечал. Егор дождался итальянцев, они сказали, что не видели меня, и все вместе отправились на поиски. Встретились мы, как и обговаривали ранее, на мосту перед Пасигатом.
Утром нас забрал социопат-водитель и мы поехали на перевал в сторону Анини. Складывается впечатление, что тут до всех рек два дня пути по горным серпантинам. Доехали за день до Хун-Лин, через очень красивый перевал в облаках.
На Сиянге в первом пороге промокла и моя гоу-про. Теперь не работает. Как жаль.
На Сиянге в первом пороге промокла и моя гоу-про. Теперь не работает. Как жаль.
15.12 - Доехали до притока Дри. Снова дорога, дорога, дорога. Два дня по горным серпантинам и пыли, тут тоже во всю строят дороги. Очень высокие каньоны. Андреа чем-то отравился и выглядит не важно. А мы купили свежую двухкилограммовую рыбу у рыбаков и у нас королевский ужин!
16.12 - Какое счастье писАть за столом. Ночуем в гестхаусе в Эталине. Это был день отличного каякинга. План был таков: проплыть по притоку Дри, впасть в Дибанг, доплыть до "каньона мыши", выйти перед каньоном на дорогу и объехать его до Эталина.
Сложный и длинный сплав с изнуряющим подъемом на дорогу, хорошо хоть по тропе. На всякий случай мы взяли спальники с собой, если не успеем до моста засветло. Андреа лучше не стало, периодически он блевал в уловах. Хорошо хоть сознание нигде не потерял.
Когда мы ехали вверх по притоку, то с дороги смотрели на реку и думали “а хватит ли там вообще воды чтоб плыть?”. Воды очень хватило. Вполне полноводный крикинг. Пороги на притоке оказались не менее интересными. Меньше воды, больше камней, но перепад приличный. Напомнило верх Марсианди, только река больше. Опасаясь, что не хватит времени, мы ничего не снимали, мало смотрели. Каждый раз после очередного большого порога, уже на Дибанге, мы останавливались и дружно решали: “вообще-то такое надо смотреть, да, точно надо, и снимать” и плыли дальше еще быстрее.
Сложный и длинный сплав с изнуряющим подъемом на дорогу, хорошо хоть по тропе. На всякий случай мы взяли спальники с собой, если не успеем до моста засветло. Андреа лучше не стало, периодически он блевал в уловах. Хорошо хоть сознание нигде не потерял.
Когда мы ехали вверх по притоку, то с дороги смотрели на реку и думали “а хватит ли там вообще воды чтоб плыть?”. Воды очень хватило. Вполне полноводный крикинг. Пороги на притоке оказались не менее интересными. Меньше воды, больше камней, но перепад приличный. Напомнило верх Марсианди, только река больше. Опасаясь, что не хватит времени, мы ничего не снимали, мало смотрели. Каждый раз после очередного большого порога, уже на Дибанге, мы останавливались и дружно решали: “вообще-то такое надо смотреть, да, точно надо, и снимать” и плыли дальше еще быстрее.
Запомнился порог, который мы смотрели и ехали друг за другом (кроме Андреа, которому было плохо) через большие бочки по сложному треку. Все препятствия постоянно оказывались больше, чем на просмотре.
Доплыли до моста перед каньоном в 14:30 и начали выходить, к дороге как раз успели до темна, в 15:30 уже были наверху в деревне, еще через час свет выключили.
Пока я выходила у меня столько мыслей было, жаль не было диктофона. И о феминизме, и о женщине в каякинге, и о том вообще зачем мне это. Я очень устала. Конечно, не так как на Ак-Шыйраке, но и слинять отсюда попроще, сложней сохранять моральную стойкость. И как всегда, все эти мысли и эмоции сразу же куда-то делись, как только я дошла до машины. Осталось самое приятное - отличный сплав, отличный день, мандарины на финише и счастье от такого офигенного участка, предвкушение завтрашнего дня. Вот он и ответ на вопрос “зачем все это”?
Один из основных выводов этого дня - очень опрометчиво судить о порогах и реке с высоты 200 метров и оценивать их как шиверы. Все что мы наблюдали с дороги и что выглядело простыми перекатами - оказалось порогами со сливами по 1,5-2 метра. Структура реки знакомая - поворот, камни, с них стекает вода, вот только размеры в 10 раз больше привычного. Если реку сильно уменьшить, то это будет просто каменистый поворот реки, но тут это порог с дропами, где нужно уехать в правильное место. Тут большие деревья, большие камни, большое все, и сперва ты не можешь понять - почему так? вроде посмотрел, а с воды все равно все по другому, все мощнее, выше, больше. У нас у всех были ошибки даже после просмотров, потому что река всегда оказывалась неожиданно больше и мощнее, чем мы думали даже глядя с берега. Непривычно.
17.12 - От Эталина мы заехали наверх по притоку Тангон около 4 км. Дорога шла выше. Но мы решили, что времени мало для разведки, уклон увеличивается и увеличивается, я начала “опасаться”, а наш водитель каждую минуту говорил “мне надо ехать обратно, я не успею через перевал, нет времени!”. Суммарно до слияния с Дибангом 6 км. Плыли 3 часа, пару просмотров и один обнос. По классике река оказалась сложнее, чем было видно с дороги. Большой порог под мостом в Эталине, мы все посмотрели, и все проехали на кормовой свече, бочки оказались гораздо больше. За ним перед впадением порог, который мы обнесли. Вот в нем выглядело так, что воды вообще не мало. В целом Тангон хороший крикинг класс 4-4+, на груженых лодках он становился еще более интересным. Надо ехать наверх однозначно, тем более есть дорога, река потенциально очень интересная, особенно в связке с Дибангом.
Дибанг сразу узнается значительным увеличением объема воды, сразу же понимаешь - большая серьезная река. Хотя, самая сложная секция по описанием осталась выше, сразу после "каньона мыши", но спуск туда возможен только по веревкам.
Сразу после впадения большой порог, который мы проскреблись по чикенлайну.
Еще один обнос - порог “водопад”, который с дороги выглядел как “ну да, вон линия есть, вроде runnable”. Этот порог пока еще никем не пройден.
Запомнился порог с тремя большими бочками друг за другом, но промывными. Мы все выбрали разные линии. Если ехать по центру, как сделал я, то можно неплохо покататься. Это действительно была лучшая линия, просто я не успела.
Потом мы с итальянцами заварились одновременно в бочке. Егор уехал, а никто больше не успел, и мы друг за другом приехали в бочку через всю реку. Это было весело, особенно потому, что хорошо закончилось.
Все устали и хотели уже есть и спать под уютным тентом. Нашли очень хорошую стоянку и встали. Мне казалось, что у меня силы кончились еще после притока, хотелось поскорее какой-нибудь класс 3 в красивом месте. Но как сказал Егор: “ой, два дня нормально поплавали, так все развалились уже”.
18.12 - От стоянки до автомобильного моста оказалось пол часа и пара порогов попроще вчерашнего. На этом мосту можно уйти. Мы поплыли дальше, так как есть еще один каньон, по описаниям проще чем верх, но тоже с порогами.
После моста шиверы и начало каньона с вертикальными стенкам. Мы решили сделать полу-дневку и разбить лагерь в каньоне за пару часов до темноты, чтоб постирать вещи. Вспоминали сплав. Вчера был самый сложный сплав - Тангон+Дибанг - 3 действительно больших порога, которые надо смотреть и много интересных мощных порогов, которые сильной группой можно ехать сходу. Снова радовались вчерашней заварке. Сперва заварился Андреа, я приехала к нему, и перевернулась через корму, затем приехал Билли и примерно одновременно мы все промылись, Андреа без весла и гоу-про, встал от лодки Билли, а Билли встал с двумя веслами. Как же жаль, что у меня не работает гоу-про.
19.12 - От нашей стоянки до выхода из канона примерно 2 часа. Мне эта секция очень понравилась, локальные биг-волюмные пороги в вертикальных стенках, большие волны и очень красиво. Неожиданно в конце есть относительно длинный порог, но для каякеров он не сложный.
Длинный участок гладкой воды по разбоям, но хотя бы с течением в отличие от Сиянга, и к 15:00 мы были у паромной переправы. По этому участку, на равнине, по быстротоку в разбоях, даже без волн, местные водят рафты. Рафтинг в Аджарии вспомнился.
300 кубов, конечно, впечатляют. Сложно представить что тут творится в муссоны.
Завтра итальянцы уезжают, а нам предстоит новое путешествие на локал басах на Лохит, затем в западный Аруначал. Поменять деньги негде, банкоматы выдают только до 2000 рупий. Но все завтра. А пока мы радуемся успешно завершенной экспедиции.
Дибанг - отличнейшая река! Дри, Дибанг до каньона, Тангон, Дибанг от Тангона - 4 дня, 3 обноса, множество прекрасных порогов, красивейшая природа. Я даже думала, когда мне все надоест, перееду куда-то сюда, буду ловить рыбу и жить в каньоне.
Дибанг - отличнейшая река! Дри, Дибанг до каньона, Тангон, Дибанг от Тангона - 4 дня, 3 обноса, множество прекрасных порогов, красивейшая природа. Я даже думала, когда мне все надоест, перееду куда-то сюда, буду ловить рыбу и жить в каньоне.
Вечером, за прощальным ужином, мы плакали от самой острой еды, которую нам приходилось есть когда-либо. Я люблю острую еду, в Индии для меня не проблема есть в местных кафе, но это был перебор, никто не смог съесть до конца даже курицу, которую все так жаждали. Я доела жареный рис, потому что он был очень вкусный и его можно было не жевать, и всю ночь чувствовала как он сжигает мой желудок, даже в ноздрях начало жечь.
20.12 - С утра купили билеты в Тезу. Сегодня интернет, булки и бананы!
В Тезу был лучший ужин за все время в Индии - чикен масала, ведж момо и кофе со сладким, это было божественно. И что важно - можно было есть, а не плакать от острых специй. После вчерашнего ужина остроты не хотелось. Ели рядом с тибетскими монахами, для меня было открытием, что они едят мясо, тут вообще многие едят мясо, горные люди - крепкие, сбитые, совсем не такие как в Уттарханде - тощие. Ради такой еды, я бы осталась тут ещё на денёк. Большой город Тезу - маркеты, большие кафе, рестораны, рынки. Как жаль, что нельзя накупить много всего. Набор вещей у нас очень ограниченый, мы плывем с тем, чем едем, все с собой. Я даже ручку от расчески отломила.
21.12 - Дорога из Тезу в Кибиту. Нашли локал сумо до Валонга. Как мы не пытались найти транспорт до Кибиту, никто туда из Тезу не едет. Возможно только из Валонга. Сутра в тата сумо набилось 12 человек и гора вещей на крышу + наши лодки. Джип в Аруначале стоит около 100$ в день, и платить нужно не только за заброску но и за дорогу водителя обратно. То есть забросить нас на джипе до Валонга стоило бы порядка 200$, что на двоих весьма накладно, потому мы решили пользоваться общественным транспортом. Это очень удобно и главное дешево. На тата сумо с лодками поездка стоила 15$. Тут везде есть дороги, везде есть транспортное сообщение, все говорят по английски и главное есть багажник на который можно привязать лодки. Путешествовать с лодками самостоятельно даже в Аруначале очень просто. Конечно, придется ехать в забитом до отказа индусами салоне, но это тоже интересный опыт. Кстати тут принято делиться если ты что-то ешь, с нами делились жевачками, мандаринками, и мы так делали.
От Тезу на абсолютно лысой резине мы ехали порядка 10 часов по горным дорогам до Валонга. Прибыли затемно. Оказалось что в Кибиту нужно особое разрешение и мы не можем туда сейчас поехать. Но не факт. Два местных парня знающие английский, один физиотерапевт и второй арми мэн, показали нам где гестхаус, в Валонге он один - государственный гест хаус, и помогли отнести нам вещи, поговорив попутно о политике.
22.12 - Проснулись в 6, собрались, вышли. Машина которую мы бронировали вчера не приехала, может приедет завтра. Два парня которые нам помогали, также едут в Кибиту, идея была взять машину на 4х. Ребята путешествуют на каникулах. Спустя два часа они нашли второй байк и поехали на байках, а мы словили попутный "камаз". Проехали на Камазе 5 км - военный пост. Оказалось у нас нет разрешения на проезд, выгрузились, начальник приказал нам вернуться в Валонг.
Стоим с лодками возле поста и никуда особо не собираемся ибо не на чем. Спустя пару минут, он понял что надо от нас избавиться и приказал камазу отвезти нас обратно, так как мы без личного транспорта. Камаз развернулся, мы снова погрузились и вернулись в Валонг в часть.
Тут нам предложили чай и подождать пока нас типа зарегистрируют. Все очень френдли и чинно. Нельзя ничего фотографировать, об этом даже в пермите написано, но с нами все запилили селфи. Сидим говорим о политике, курсах валют, отправили солдата сикха сводить нас в музей памяти погибшим в 1962 году. Спустя ещё пару часов нас накормили ланчем, вкуснейшим ланчем, не острым, с баклажанной икрой! В армии самая вкусная еда в Индии. Тут позвонил другой начальник и сказал, что к нам едет представитель власти из Гаваи, город что ниже на 60 км, будет через 2-3 часа, сказал: "Don't worry, take a lunch, we're care about you, Russia and India are good friends! ".
Спустя 2 часа приехал представитель закона из Гаваи. Сказал, что имеет указания доставить нас в Гаваи. После долгих разговоров и объяснений мы позвонили на пост в Гаваи и оказалось что доставить нас надо в Хэйлянг, что вообще на 100 км ниже, чуть ли не на выкате Лохита. По нашим пермитам это крайняя точка, где мы можем находиться, дальше пограничная зона куда нужны специальные пропуска.
Как нас пропустили не ясно, при чем мы останавливались на посту в Хэйлянге, где показывали наши пермиты, но сейчас мы нелегально в пограничной зоне, где не имеем права пребывать. Не оставляя попыток сплавиться от Валонга, позвонили Окену, он нам сказал: "валите от туда, пока вас не арестовали, я же вам говорил туда не ездить". Мы видимо прослушали. Тон Окена убедил сдаться и вернуться с представителем в Хэйлянг. Но уже ночь, ночью местные не ездят, возвращаемся в тот же хостел , ночуем и завтра за нами должны прислать машину, которая сможет нас с лодками депортировать в Хэйланг.
Не смотря на все это, к нам очень хорошо отнеслись тут. Кстати депортация и пребывание в гестхаусе были за счет администрации. Познавательный день: покатались на камазе по серпантинам, накормили военной едой, специально прислали к нам человека, даже в музей сводили.
Вечером нам этот представитель признался, что мы оторвали его от важной игры в контр страйк. Он работает на гос. службе в Гаваи, где нет интернета и его компьютер настолько плох, что он может играть только в контр страйк. А ведь он компьютерный инженер по образованию. Ещё он очень ленивый и не хочет везти нас в Хэйлянг, а хочет сидеть в конторе и играть в контру. Парню можно только посочувствовать. Он представился Роме, Ромчик из Гавайев.. Весь вечер мы провели за непринужденными разговорами. Ромчик очень позитивный, все время смеется над своими трудностями, да и над чужими. Проверяли на одежде бирки на предмет что сделано в Китае, а что в Индии. Оказывается в Гувахати есть Декатлон, и Ромчик заказывает одежду в Декатлоне, некоторая даже делается в Индии.
В долину Лохита попасть очень сложно, возможно проскользнуть, но это нарушение закона, если вас где-то поймают будут проблемы, нужно делать отдельный пермит на посещение пограничной зоны в Дели, и может быть его одобрят, но нужна очень веская причина. Долина Лохита самая милитализированная зона, так как именно тут было вторжение Китая в 1962 году. Все, что выше Хэйлянга пограничная зона, куда нужно специальное разрешение, нам об этом не сказал никто из проверивших наши пермиты, хотя должны были остановить в Хэйлянге и развернуть. Тут на каждом шагу военные базы, иностранцев тщательно регистрируют, и пожалуй 80% населения военные.
Наверное, если бы мы рано утром пошли к воде в Валонге и не пробовали бы поехать выше, нас бы не заметили. В России или Китае, нас бы наверное уже посадили.
Вот почему тут все так удивлялись при виде нас и спрашивали как мы сюда попали, а военный у которого мы гостили, сказал что мы первые иностранцы которых он тут видит за 3 года своей службы. Кстати тут нет связи, никакой, только стационарный телефон в ВЧ.
23.12 - Смастерили багажник из бамбука и картона на машину Ромчика. Пришла смотреть вся часть. Появился ещё один представитель закона, сказал нам что у нас столько проблем потому, что мы заехали так далеко. На что Егор в своем стиле ответил: “It’s your fault!”. Не заметили нас скорее всего потому что мы ехали на общественном транспорте с местными. Представитель извинился, сказал это их ошибка, согласился с Егором. В очередной раз я удивилась их лояльности и хорошему отношению. Добавил, что у тех кто нас проверял в Хэйлянге будут большие проблемы. Как мы поняли из-за нас тут вообще на всех постах будут проблемы. Похоже, вся долина в курсе. А местные очень отзывчивые кстати, сутра встретили парня который нашёл нам машину до Кибиту, которая вчера не приехала, но нам уже не надо.
По дороге вниз мы видели весь Лохит. Прекрасные огромные пороги с высоты 100 метров, мы понимали, как они хороши с воды, раз даже с высоты выглядят круто. Голубая вода, большие структуры, 200 километров прекрасной биг-волюмной секции, 6 дней экспедиции.. Это оставляло такую печаль в наших сердцах. Только Ромчик смеялся “Классная река, наверное, да? Вон смотрите какие там камни в реке. Хахаха”. Как мы не пытались уговорить Ромчика, отпустить нас вниз, а мы потом отметимся когда приплывем, он был неумолим.
Отметились в Хэланге, заполнили бумажку и наконец-то на реку. Нас проважало две машины, донесли нам вещи и лодки до воды.
24.12 - Вчера мы отплыли час и решили встать. Проплыв немного, Егор заварился в бочке, мы поняли, что тут даже шиверы отличные, и еще раз опечалились, что продолбали весь Лохит из-за жадности.
Еды у нас было на 6 дней в лодках. Сплава от места где мы начали до финиша - один день в нормальном темпе.
Мы могли бы просто взять и пойти к реке в Валонге, не пытаться ехать в Китай, ведь это действительно странно - двое иностранцев с лодками едут в кузове грузовика в сторону Китая, за 20 километров до границы. Спустись мы к реке в Валонге - никто бы не заметил нас, мы бы 6 дней плыли по одной из лучших рек Аруначала, по большим порогам, наслаждаясь биг-волюмом.
Но это как игра в “очко”, никогда не угадаешь наверняка когда надо остановиться, мы перебрали и проиграли.
Вечером мы приготовили много вкуснейшей еды, продуктов то на 6 дней, надо есть, и попытались принять этот удивительный опыт без сожалений.
25.11 - Зарядил дождь. Еще вчера вечером. Проехали пару порогов. Масштабы впечатляют, гигантские бочки, волны, пороги по размеру как на Сиянге, только с линиями и большим падением.
Сегодня Рождество.
Все думаю о нашем приключении. В начале пути еще, в Тезу, оказалось что у Егора пропало термобелье, оно было в герме в лодке, когда мы с утра начали доставать все из лодок, герма была открыта и белья в ней не было. Затем мы случайно заехали в пограничную зону, куда иностранцев не пускают, и вместо того чтоб быстро пойти к реке и уплыть, мы спалились на военном посту следуя к границе с Китаем. Нас отправили вниз на 100 км. Пошли дожди. Ощущения, как в этом году на сиклайне. После хорошей чистой линии ошибиться в последнем сливе и потерять все время. Пора отпустить это, пора все отпустить. Рождество! Ромчик наверное уже в щи в Гавайях.
Все думаю о нашем приключении. В начале пути еще, в Тезу, оказалось что у Егора пропало термобелье, оно было в герме в лодке, когда мы с утра начали доставать все из лодок, герма была открыта и белья в ней не было. Затем мы случайно заехали в пограничную зону, куда иностранцев не пускают, и вместо того чтоб быстро пойти к реке и уплыть, мы спалились на военном посту следуя к границе с Китаем. Нас отправили вниз на 100 км. Пошли дожди. Ощущения, как в этом году на сиклайне. После хорошей чистой линии ошибиться в последнем сливе и потерять все время. Пора отпустить это, пора все отпустить. Рождество! Ромчик наверное уже в щи в Гавайях.
Мы сделали дневку на Лохите в нижнем каньоне. Ели 3 раза в день, и почти справились со всей провизией. Дожди не прекращались. Выплывали в долину в сильный ливень. Как уехать из места под названия Парсурам Кунд мы понятия не имели. Встали возле моста, через час мимо проезжала рейсовая тата сумо до Тинсукиа. На ней мы и поехали. От Тинсукиа до Дибрубарха уже рукой подать. День мы отдохнули в Дибрубархе и рано утром 28 декабря отправились в западную часть штата Аруначал в город Тезпур.
28.12 - В 6:30 нас должен был забрать джип из отеля и отвезти на автовокзал с лодками. Джип стоит у отеля, водителя нет. Время уже ехать, так как автобус в Тезпур отходит в 8:30. Водитель так и не нашелся. Кроме пропавшего водителя оказалось, что пропал наш тент, мы оставили его сушиться на крыше отеля. Вопросы работниками отеля “как так? это же ваш отель, где тент? нам негде жить без этого тента!” растворялись в их радушных ничего не понимающих улыбках. Это был мой любимый тент, наш очаг и дом. Но время ехать. Поймали тук тук, привязали на него две лодки и поехали. Автобус оказался без багажника на крыше, когда у тебя две лодки - это существенная проблема. Мой lettmann Granate влез в задний багажник, Exo Trex Егора уговорили положить в салон. Запихнули лодку через окно и разместили в проходе, еле уговорили. Едем в Тезпуру. Без тента. Со стрессом с самого утра.
Отели в Тезпуре забиты, праздники. Нашли отель и взяли билеты на 6 утра на тата сумо до Сеппы. Немного подумали, попереписывались с Антоном Новиковым и пошли поменяли билеты до Диранга. Решили ехать на Диранг.
29.12 - Целый день пути по горам. Город Диранг очень порадовал своим совершенно не индийским стилем, везде флажки, относительно чисто, люди спокойные, с наступлением темноты город вымирает. В этом городе хотелось бы задержаться, тем более в отеле где мы жили.
Отель был похож на дом старого аристократа, с красивым садом, двухкомнатный номер и совершенно спокойным и сдержанным хозяином, напоминающего восточного молчаливого мудреца. Тибет совсем близко. Мы долго думали ехать или нет в Таванг, там находится крупнейший в Индии тибетский монастырь, в котором некоторое время жил Далай Лама. Говорят, что это как маленькая Лхаса. Дорога в Таванг через высокий перевал, который часто засыпает снегом. Прогноз погоды обещал снег, 1 января никто не работает, а значит мы можем там застрять надолго. Пермит заканчивается у нас 8 января.
Отель был похож на дом старого аристократа, с красивым садом, двухкомнатный номер и совершенно спокойным и сдержанным хозяином, напоминающего восточного молчаливого мудреца. Тибет совсем близко. Мы долго думали ехать или нет в Таванг, там находится крупнейший в Индии тибетский монастырь, в котором некоторое время жил Далай Лама. Говорят, что это как маленькая Лхаса. Дорога в Таванг через высокий перевал, который часто засыпает снегом. Прогноз погоды обещал снег, 1 января никто не работает, а значит мы можем там застрять надолго. Пермит заканчивается у нас 8 января.
Решили не ездить больше на машинах, а поехать вниз на лодках.
С дороги Диранг выглядел круто падающим. А по отчетам катамарнщиков так и вовсе ужасной и страшной рекой.
31.12 - Вчера и сегодня мы плыли по Дирангу. Воды мало, особенно вначале. Сразу после города Диранг начинается каньон, очень красивый и узкий местами. Малорасходный крикинг по нашей воде.
По описаниям катамаранщиков на реке Диранг два каньона. Которые они ехали около 7 дней. Одна катамаранная группа ехала первый каньон до следующего города после Диранга 5 дней. Пешком быстрее. Мы проехали этот участок за пол дня. Но надо сказать воды у них было метра на 2 больше, но 5 дней! Там около 17 км. Наверное никогда не смогу понять этих ребят, выбирающих надувные суда для крикинга. Да и вообще выбирающих надувные суда не для коммерции.
В первом каньоне (1 сплавной день ) запомнился один порог, который мы смотрели и страховали - высокий слив с правым треком и левым чикен-дропом.
Смотрели всего 3-4 раза, воды не хватает, хотя бы сантиметров 20 чтоб камни залить.
Второй день и второй каньон запомнился коротким вертикальным каньоном с 4-5 порогами, по большой воде тут должно быть вообще отлично. Смотрели много, ничего не страховали. С воды не видно что под сливами, камней очень много, постоянно во что-то втыкаешься, но есть пару отличных чистых дропов. Каньон нам очень понравился.
Смотрели всего 3-4 раза, воды не хватает, хотя бы сантиметров 20 чтоб камни залить.
Второй день и второй каньон запомнился коротким вертикальным каньоном с 4-5 порогами, по большой воде тут должно быть вообще отлично. Смотрели много, ничего не страховали. С воды не видно что под сливами, камней очень много, постоянно во что-то втыкаешься, но есть пару отличных чистых дропов. Каньон нам очень понравился.
И в первом и во втором каньонах все смотрится и обносится даже если налить воды. Но чалиться конечно будет сложней, пороги плотно расположены. После второго канона по нашей воде были шиверы, которые просто удешевляют лодку и не приносят никакого морального удовлетворения. Падения довольно большое, потому ты постоянно падаешь с высоты в камни, приятного мало. К 14:30 мы доплыли до стрелки с Бичомом. Была идея поехать наверх, но внизу воды было так мало, еще меньше чем в Диарнге, что мы решили может и не стоит. Чтоб заехать на интересный верх нужен личный джип, транспорт туда не ходит, то куда можно заехать на местном транспорте - по гуглу такие же шиверы как на последних 10 км Диранга.
Мы увидели проезжающую мимо тата сумо в нужную нам сторону, привязали на нее лодки и поехали объезжать плотину. В 15:20 продолжили сплав от плотины. Плотину пока не закончили, но масштабы стройки грандиозные.
Как на это все уходит у катамаранщиков столько времени- неделя на реку, день на объезд плотины, не понимаю. Их отчеты нам очень помогли, но все надо делить даже не на два, 7 дней - по факту 2-3. Как они плыли Диранг в январе ума не приложу, все равно что итальянский крикинг в низкую воду на катамаранах.
Бичом сразу же порадовал наличием воды, после слияния ее стало ощутимо больше, и река стала больше. Пороги с водой - это прекрасно. Хорошее завершение последнего дня уходящего года. Пора становиться и готовить оливье!
1.01 - Как и полагается в первый день нового года - никто ничего не делает, все отдыхают и идут в баню. Мы построили баню. Благодаря, купленному в Тезпуре, тенту из полиэтилена, это стало возможно. Как прекрасно сходить в баню.
2.01 - Бичом проплыли за день, до стрелки с Каменгом. Вышли чуть раньше в деревне, чтоб уехать в Сеппу.
Запомнилось 3 порога. Первый мы объехали по чикенлайну в виду неоднозначной подпертой бочки. Второй какой-то бесконечный порог, который так долго не кончается, что уже хочется остановиться. И третий хороший чистый слив, который в большую воду будет подпертым котлом. Даже в Бичоме воды маловато, очень много голых камней.
Красивая река, очень красивый каньон внизу с локальными простыми порогами.
Красивая река, очень красивый каньон внизу с локальными простыми порогами.
Мы немного проплыли лишнего и пришлось идти с лодками вдоль реки до деревни наверх. Вышли к местным. Нам предложили чай. Егор в своем стиле сказал хозяину, во дворе которого стоял джип: “You! Drive us to Seppa! ”. Хозяин объяснил, что не поедет, что мы можем остаться у него переночевать и он найдет нам с утра машину, там строится дорога и попутку найти не проблема. Нас угостили рисом со свининой, чаем и постелили у домашнего очага. Очень приятный вечер и приятные люди. Перед сном мы все вместе смотрели телевизор и нам даже не нужен был общий язык чтоб наслаждаться моментом. Живут тут просто - жизнь вокруг огня, работают много, еда простая - рис, овощи, едят мясо, не едят жареную и острую пищу (как и в армии кстати). Делают рисовое вино и брагу.
И меня и Егора поразили местные девушки, у них очень красивая внешность, красивые тонкие фигуры, у всех ровные прямые спины, хотя они носят и детей, и рис, и воду. Такую девушку легко можно снять на обложку журнала, очень красивое лицо, но она тут, и даже не подозревает, наверное, о своей исключительной красоте.
И меня и Егора поразили местные девушки, у них очень красивая внешность, красивые тонкие фигуры, у всех ровные прямые спины, хотя они носят и детей, и рис, и воду. Такую девушку легко можно снять на обложку журнала, очень красивое лицо, но она тут, и даже не подозревает, наверное, о своей исключительной красоте.
3.01 - Утром хозяин остановил нам грузовик с рыбой и мы поехали в Сеппу. Спустя 10 минут пути Егор вспомнил, что забыл паспорт в доме. Он поехал на попутках обратно, а мы рядом с вытекающей из кузова рыбой бросали камни в Каменг.
Сеппа - ужасное место. Кривые и косые люди, облезшие собаки в язвах, грязь, мусор, хотелось срочно бежать в горы. Местный транспорт идет наверх только утром, ждать не хотелось. Чтоб заехать на самый верх нужен личный джип, транспорт туда не ездит. Мы изучили карту и поняли, что от того места куда нас может завезти общественный транспорт и до того места куда мы можем сейчас заехать на джипе порогов почти нет. Решили не ждать, нанять машину, и поехать к началу порогов. Долго торгуясь мы уговорили водителя везти нас до Валонга за 30 евро (2000 рупий).
Сразу начинается порог, наверное, по большой воде интересный и сложный. От этого места Каменг очень красивая река, чистейшая вода, которую можно пить, видно как на дне плавает рыба, кристальная вода. Пороги не сложные и локальные.
4.01 - Мы ночевали выше Сеппы на рыбацком пляже. Скоро началась Сеппа и вся эта грязь которую мы видели в городе теперь наблюдается в реке.
Самый мерзкий день.
Как один город может так засрать реку? Вода до Сеппы кристально чистая, после Сеппы - мутная, с бумажками, пластиком, плавающей контрацепцией, на дне видно не рыбу, а разломанные тазы, пакеты, коробки. Каждые 5 метров весло втыкается в какой-нибудь мусор. И совершенно гладкая вода без единого порога, до самой стрелки с Бичомом. Еще и вдоль дороги. После красот Диранга, Бичома и верхнего Каменга, это было разочарование.
Мы встали вскоре после стрелки с Бичомом, и даже там по берегам валялся мусор, а в уловах было море пластиковых бутылок.
Мы встали вскоре после стрелки с Бичомом, и даже там по берегам валялся мусор, а в уловах было море пластиковых бутылок.
6.01 - Я ждала от Каменга красот, диких слонов и тигров, такой был план, ведь река после стрелки с Бичомом течет в заповеднике, где водятся тигры и слоны. Но то, что я видела в Сеппе не выходит из головы. Сложно расслабиться, когда ты знаешь сколько мусора вываливают в эту реку и что он прям под тобой плывет.
Пороги мне вообще не запомнились на этой реке. По сравнению с другими реками, где мы были, секция от Сеппы до Бхалукпонга самая не интересная и грязная.
Пороги мне вообще не запомнились на этой реке. По сравнению с другими реками, где мы были, секция от Сеппы до Бхалукпонга самая не интересная и грязная.
Хотя я видела след дикого слона на пляже.
Если на Дибанге мне было очень жаль, что мы так быстро проплыли, и хотелось вернуться, то на Каменге хотелось скорее доплыть и уехать.
Если на Дибанге мне было очень жаль, что мы так быстро проплыли, и хотелось вернуться, то на Каменге хотелось скорее доплыть и уехать.
В Бхалукпонге было какое-то большое пати на берегу, может новый год. Мы вышли с реки через город к посту отметиться, что мы выехали из Аруначала, сегодня день окончания пермита.
С пересадкой в Балипаре на общественном транспорте доехали до Тезпура.
С пересадкой в Балипаре на общественном транспорте доехали до Тезпура.
Так и законилось наше путешествие длинной один месяц по восточному штату Аруначал. Мы проехали сперва с итальянцами Сиянг (3 дня), Дибагн с небольшими участками притоков Дри и Тангон (4 дня), уже без итальянцев вдвоем на общественном транспорте мы отправились на Лохит (3 дня), и в западный Аруначал - Диранг (2 дня), Бичом (1 день) и Каменг (3 дня).
16 дней проведенных на реке из 30, день отдыха без переездов в Дибрубархе, все остальное переезды.
Это было очень увлекательное путешествие. И все как я люблю - река, никого вокруг, все вещи с тобой, ничего лишнего. Мы сделали много выводов и получили бесценный опыт. Все таки сперва стоит ехать в западный Аруначал, там нужно больше воды чем было у нас, в конце ноября - начале декабря должно быть хорошо, и после двигаться на восток, в наше время воды было достаточно. Дибанг с притоками - лучшее, что мы проехали. Диранг и Бичом тоже очень достойные реки, но нужно больше воды. Сиянг - веселый акварпарк. Лохит - остался в наших сердцах, увиденный с дороги.. Есть места куда не хочется больше возвращаться, а в Аруначал очень хочется вернуться. Потенциал этого штата огромный, тут каждый приток - сплавная река.
После ночи в Тезпуре мы поехали в Национальный Парк Казиранга. Смотреть на носорогов и слонов.
А вот мое отчетное видео по рекам Сианг и Дибанг.
А вот мое отчетное видео по рекам Сианг и Дибанг.
Продолжение следует.
Алена как вот это ехать https://2.bp.blogspot.com/-88XUmi88o9c/WLRb0an3gRI/AAAAAAAARHU/wcXGyB_SzHQLoTdd7vX49_vl5U8wOjUzACLcB/s400/_MG_1915.jpg
ОтветитьУдалитьНе знаю, мы занесли
УдалитьЭтот порог еще никто не ездил, место подвигу